Применение современных клиновых грузозахватных устройств для транспортирования крупногабаритных рулонов

Применение современных клиновых грузозахватных устройств для транспортирования крупногабаритных рулонов

С. Г. Гнездилов, аспирант
МГТУ им. Н.Э. Баумана

Рассмотрены конструкции и основные эксплуатационные особенности клиновых захватов для транспортирования цилиндрических рулонов, удерживающих их через центральную гильзу. Приведены рекомендации по применению таких захватов в различных условиях.

Для пространственного перемещения вертикально расположенных крупногабаритных рулонов широкое распространение получили специализированные клиновые грузозахватные устройства (Roll Center Lift - англ.,
Rollenheber - нем.).
В отличие от захватов рулонов по образующей (рис. 1), которые могут повреждать намотанные слои материала и придавать рулону овальную форму при слишком сильном, либо недостаточном зажатии, клиновой захват вводится в гильзу рулона и через нее удерживает рулон.
Как правило, такой захват состоит из двух частей (рис. 2) (подвижной нижней и неподвижной верхней), положение которых относительно друг друга регулируется блоком переключения. Нижняя часть цилиндрической формы вводится в рулон, а верхняя, включающая конусообразный клин - остается над поверхностью рулона и крепится к грузовому крюку.
Блок переключения имеет два рабочих положения: в первом - обе части максимально приближены друг к другу и зафиксированы в таком положении При подъеме грузового крюка захват легко извлекается из гильзы рулона. Во втором рабочем положении обе части могут свободно удаляться друг от друга. В этом случае подъем крюка приводит к расширению в горизонтальном направлении распорных элементов, расположенных на нижней части захвата. Рулон, удерживаясь силой трения между распорными элементами и гильзой рулона, поднимается. Распорное усилие создается за счет сил тяжести груза и нижней части захвата, которые воздействуют на распорные элементы при помощи передаточного устройства (рычажного, натяжного, распорного, клинового и др.).
Для перемещения рулона (рис. 3): оператор подводит захват к гильзе, совмещает их центры, затем, опусканием крюка подъемного устройства вводит захват в рулон до упора ограничителя (на нижней части захвата) в торец рулона и срабатывания блока переключения. Создается первоначальное давление, раздвигающее распорные элементы в стороны, и удерживающее нижнюю часть захвата внутри гильзы рулона. При подъеме крюка оно начинает нарастать пропорционально натяжению грузовой цепи до наступления состояния равновесия [1]. Чем больше масса рулона, тем больше сила, удерживающая его на захвате.
Происходит подъем рулона и возможно его перемещение в нужное место. После перемещения и установки рулона на основание в клиновом захвате происходит автоматический (или вручную) спад напряжения до нуля. Срабатывает блок переключения и захват может быть извлечен из рулона.
Существующие конструкции клиновых захватов весьма разнообразны, по основным признакам их можно разделить на две группы:
- по конструкции системы выдвижения распорных элементов (с шарнирно-рычажной системой, системой выталкивания скольжением и комбинированной системой);
- по типу распорных элементов (с выдвижными зубьями, кулачками-эксцентриками, разрезными втулками, лапами, шариками и др.).

Скачать и распечатать полную версию

Комментарии закрыты.