Необходимы новые технические нормы на изготовление, испытания и использование грузозахватных приспособлений

Необходимы новые технические нормы на изготовление, испытания и использование грузозахватных приспособлений

Андрей Юрьевич ПРУСОВ, канд.техн. наук, директор
ООО «Подъемно-транспортные машины», г. Ярославль;
Андрей Андреевич ПРУСОВ, студент
Ярославский государственный технический университет

Сделан анализ состояния нормативно-технической базы в сфере грузозахватных приспособлений, показана сложившаяся практика их контроля. Намечены пути повышения безопасной эксплуатации названных средств.

Ключевые слова: строп, тара, испытания, грузозахватные приспособления, безопасная эксплуатация, периодический контроль.

Введенный в 2001 г. Федеральный закон (ФЗ) «О техническом регулировании» имеет важнейшее значение для отрасли грузоподъемных сооружений, т.к. их эксплуатация всегда связана с обеспечением безопасности. Однако текущее состояние нормативной базы, отражающей цикл жизни грузозахватных приспособлений, включая их производство, эксплуатацию, испытания и выбраковку, можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Старые, существовавшие ранее стандарты безнадежно устарели, а новые не принимаются по разным причинам.
В соответствии с Системой действующих нормативных документов в строительстве, по состоянию на январь 2010 г., в Указателе нормативных документов, действующих на территории России, значатся лишь два документа, определяющие основные виды и порядок эксплуатации грузозахватных приспособлений: ГОСТ 25573-82 [1] и ГОСТ 25032-81 [2]. В первом из них речь идет о видах и типах стропов, во втором — об общих технических требованиях на грузозахватные средства. Были также разработаны и приняты ведомственные нормативные документы, например отраслевые стандарты тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения [3-6]. Кроме того, Госгортехнадзор (ныне Ростехнадзор) создавал и применял свои Правила безопасности (ПБ) [7] и Руководящие документы (РД) [8-10].
С начала 1990-х годов именно государственные органы обеспечивали поддержание необходимого уровня безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и грузозахватных приспособлений как неотъемлемой их части. Была введена процедура лицензирования организаций, занимающихся изготовлением грузозахватных приспособлений, отмененная в 2001 г на основании ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Исходя из сложившейся ситуации, Ростехнадзор сумел создать и реализовать свою «независимую» процедуру оценки технического состояния оборудования, ныне называемую экспертизой промышленной безопасности. Однако вопросам, рассматриваемым в данной статье, там места не нашлось, да и сейчас уделяется недостаточное внимание.
С момента принятия ФЗ «О техническом регулировании» было подготовлено и принято всего два технических регламента, касающихся подъемных сооружений, — «О безопасности машин и оборудования» и «О безопасности лифтов», но грузозахватные приспособления в них тоже не рассматриваются. Проблемный анализ содержательной
части этих документов давался автором ранее [11]. Экспертиза промышленной безопасности и сертификация, проводимые в форме оценки соответствия или декларирования, некоторые подзаконные акты, вышедшие позже в развитие законов и регламентов, несколько прояснили механизм реализации оценки соответствия, но только не по обсуждаемой продукции. Работа в этом направлении ведется очень медленно. Особенно это касается различного вспомогательного оборудования и механизмов, такелажной оснастки и других средств малой механизации, предназначенных для подъема и перемещения грузов. Первым профессиональным объединением в данной области стало НО «Союз производителей грузовой оснастки», подготовившее один нормативный документ [10]. На рядовых членов подобных объединений легло бремя затрат и материального обеспечения работ по созданию проектов нормативных документов, а также первых стандартов и технических документов.
Учитывая степень распространения и применения различных грузозахватных приспособлений и малогабаритных переносных грузоподъемных механизмов не только в промышленности, но и в быту, необходимы их периодические тестовые испытания с целью обеспечения безопасной эксплуатации. Однако разнообразная номенклатура изделий (различные виды стропов и концевых элементов, такелажная и вспомогательная оснастка, траверсы, тара и другие средства малой механизации) и широчайший спектр их возможного использования не позволяют применить к ним устаревшие нормативные документы, устанавливающие требования к изготовлению, испытаниям, эксплуатации и методам браковки, а во многих случаях нормативно-техническая документация просто отсутствует.

Скачать и распечатать полную версию

Комментарии закрыты.