Мостовые краны современное состояние, направления развития, выбор
И.И. Абрамович, канд. техн. наук
Производство мостовых кранов освоено во всех промышленно развитых странах и ряде развивающихся государств. Основными их производителями и экспортерами следует считать ФРГ, Японию, Финляндию, Великобританию, Италию. США эти краны изготавливают, в основном, для собственных нужд. Крупнейшим производителем мостовых кранов был СССР, в котором годовой выпуск кранов всех типов грузоподъемностью от 1 до 630 т достигал 55 - 60 тыс. единиц.
Ежегодный объем производства мостовых кранов в мире ориентировочно можно оценить в 0,8 — 1,2 млрд. долларов США. При этом, суммарная стоимость наиболее распространенных однобалочных кранов с электроталями грузоподъемностью не более 8 — 16 т составляет 65 - 75% указанной суммы. Общее число выпускаемых в год кранов оценивается в 60 - 90 тыс. (с учетом резко уменьшившегося выпуска в России и Украине).
Конструкции двухбалочных кранов не претерпели существенных изменений с пятидесятых — шестидесятых годов прошлого века. За рубежом во второй половине двадцатого столетия эти краны во многих отраслях стали вытесняться более эффективным оборудованием, в том числе устройствами непрерывного и напольного транспорта.
Применение мостовых кранов обусловливает существенное увеличение объема здания, иногда на 35 — 45%; повышенные нагрузки на их каркас. Вместе с тем, эти краны оставляют свободным пол помещений и обеспечивают беспрепятственное перемещение грузов в пространстве по координатной системе. В результате их все чаще используют в автоматизированных производственных системах, чему способствует интенсивное развитие электронной техники.
Для устранения раскачивания груза, возникающего при пуске — торможении механизмов передвижения, успешно применяют электронные системы управления приводами, обеспечивающие быстрое подавление колебаний подвески. Обязательным элементом таких устройств является датчик положения груза. Наиболее целесообразны монтируемые на грузовой тележке лазерные излучатели и приемники, воспринимающие сигнал, отраженный от грузовой подвески.
Для замера пройденного краном и тележкой пути вдоль рельсов размещают полосы с магнитной или оптической маркировкой. Однако в последнее время стали применять и лазерные дальномеры.
Автоматизированные краны часто используют при круглосуточной интенсивной работе. Их снабжают тиристорными приводами с глубоким (до 1:30 — 1: 50) регулированием скоростей.
Для ограничения вибраций мостов увеличивают их изгибную жесткость, уменьшая значение расчетного прогиба от подвижной нагрузки до 1/1800 - 1/3000 пролета.
В результате точность позиционирования груза доходит до 2 — 3 мм. Кроме того, краны оборудуют устройствами технического зрения, опознающими размеры груза и считывающими его маркировку.
Для мостовых кранов всех видов грузоподъемностью свыше 20 т характерно использование традиционных компоновочных схем с двухбалочными коробчатыми мостами и опорными грузовыми тележками, в том числе и поворотными. Металлоконструкции кранов изготавливают из стали с пределом текучести до 300 - 400 МПа.
Механизмы подъема груза выполняют как на базе электроталей, так и по развернутой схеме. Механизмы передвижения — блочного типа с мотор-редукторами и с установкой валов колес во фланцевых подшипниках (угловые буксы применяют только в кранах особо интенсивного использования). Разработаны и другие усовершенствованные узлы: тормоза с датчиками износа фрикционных накладок, буферы с высокой поглощающей способностью и т.д.
Наряду с известными производителями ограниченными партиями краны выпускают многочисленные сравнительно мелкие предприятия. Например, в 2003 году из 29 фирм ФРГ, выпускающих мостовые краны, к последним можно отнести 18 фирм.
В кранах общего назначения с ограниченной интенсивностью использования значительное внимание уделяют максимальному снижению габаритов и массы, обеспечивающему уменьшение стоимости возведения и эксплуатации зданий. Для этого используют специальные компактные грузовые тележки. В ряде конструкций за счет этого обеспечивается уменьшение в полтора—два раза строительной высоты крана. Его масса снижается при этом на 15 — 30% по сравнению с традиционными конструкциями. Выполнение ходовой части крана с более узкими буксами позволяет ограничить вылеты несущих кронштейнов колонн крановых путей, что дает возможность снизить нагружающие колонны изгибающие моменты.
Эти усовершенствования не находят применения в кранах, предназначенных для использования в особо тяжелых условиях, в особенности в металлургии, где чрезвычайно высоки требования как к надежности кранов, так и к удобству их эксплуатации. Краны снабжают электронными защитными и информационными устройствами, срабатывающими при рассогласовании частот вращения валов механизмов и возникновении других неисправностей.