Эксплуатационные дефекты металлоконструкций опорных рам автомобильных кранов

Эксплуатационные дефекты металлоконструкций опорных рам автомобильных кранов

Федор Федорович КИРИЛЛОВ, канд. техн. наук, профессор,
Леонид Олегович ТОРИЦЫН, канд. техн. наук, доцент,
Степан Леонидович ТОРИЦЫН, магистрант
Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ)

Рассмотрены дефекты опорных рам автомобильных грузоподъемных кранов, эксплуатируемых в условиях Западной Сибири, выявленные обследованями при экспертизе промышленной безопасности. Даны рекомендации по их устранению.

При эксплуатации в условиях северных районов Томской, Тюменской и Омской областей автомобильные краны используются не только для погрузки-разгрузки обычных грузов, но также на монтаже оборудования буровых установок, масса которого близка к их максимальной грузоподъемности, в условиях холодного климата при температурах, приближающихся к нижнему пределу, установленному для этих машин. Перебазирование кранов на значительные расстояния между объектами осуществляется по дорогам плохого качества, а зачастую, в условиях бездорожья или по временным дорогам. Эти специфические условия эксплуатации вызывают дополнительные негативные воздействия на металлоконструкции кранов.
Многолетний опыт обследований и экспертизы металлоконструкций опорных рам кранов после отработки нормативного срока службы позволяет разделить дефекты в них, в зависимости от условий эксплуатации, на две основные группы:
возникающие в результате нагружения элементов и сварных соединений металлоконструкций в процессе работы;
обусловленные воздействиями в транспортном положении, при перебазировании кранов между объектами.
Технические расследования аварий кранов, работающих в грунтовых условиях Западной Сибири, показывают, что они, в основном, происходят в результате проседания грунтов и недопустимых дефектов в опорных рамах кранов (рис. 1).
За период с 1999 по 2009 годы, специалистами экспертной организации ООО «Тепромес» при ТГАСУ было проведено обследование 83 стреловых кранов на автомобильном и специальном шасси, эксплуатировавшихся в условиях северных районов. Их результаты позволили проанализировать и систематизировать дефекты, возникающие у кранов, выпускаемых различными отечественными заводами и имеющих различные конструктивные исполнения.
Опорные рамы автокранов типа КС-3577 различных модификаций (рис. 2) представляют собой конструкцию, состоящую из продольных балок 1, поперечных балок 2, выносных опор 3 и передних консолей 4. Размеры опорного контура, определяющего параметры устойчивости, ограничиваются габаритами рамы и размерами поворотных выносных опор. Наиболее нагруженными участками рамы являются места крепления опорно-повортного круга (ОПК) и соединения поперечных балок и выносных опор. В процессе эксплуатации у этих рам (см. рис. 2) проявляются дефекты первой группы: трещины в сварных швах и деталях под ОПК (зона 1); в сварных швах и основном металле в соединениях продольных и поперечных балок (зона 2); в сварных швах в местах соединений поперечных балок и выносных опор (зоны 3, 4, 5, 6). Дефекты второй группы (трещины и разрывы) возникают в местах крепления передних консолей (зона 7).

Скачать и распечатать полную версию

Комментарии закрыты.