Новый статус «Руководства по эксплуатации»

Владельцам подъемных сооружений
Новый статус «Руководства по эксплуатации»

Альберт КАМАЛОВ,
эксперт ООО «Нефтегазстрой»
Василий ВЕРНИКОВ,
ведущий инженер лаборатории неразрушающего контроля ООО «УИДЦ»
Павел ВОРОБЬЕВ,
главный инженер ООО «УИДЦ»
Айрат САБИТОВ,
ведущий инженер отдела экспертиз ООО «УИДЦ»
Николай СТЮХИН,
начальник лаборатории неразрушающего контроля ООО «УИДЦ»

В ходе общения с владельцами грузоподъемной техники при проведении экспертизы промышленной безопасности приходится сталкиваться с ошибочным пониманием целей нормотворческой деятельности, проводимой Ростехнадзором в последние годы.

Так, отсутствие в федеральных нормах и правилах по подъемным сооружениям (утвержденных приказом РТН от 12 ноября 2013 года № 533) раздела «Проектирование» вызвало замешательство у ИТР по надзору, «исправников» и «безопасников», использовавших много лет прежние Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов и другой подъемной техники. Сработал выработанный годами алгоритм работ, составленных с учетом требований, отраженных в разделе «Проектирование». Убеленные сединами механики, привыкшие опираться в своей многолетней работе на четко регламентированные Правила, стали утверждать, что с введением новых ФНП по ПС у них словно почву из-под ног выбили.
Еще одна категория владельцев ГПМ восприняла проводимые реформы двусмысленно. Так, узнав о том, что подъемные сооружения, отнесенные в четвертый класс опасности, перестали подвергаться плановым инспекторским проверкам, они сделали скоропалительный вывод, что для владельцев подъемных сооружений объявлена «безнадзорная вольница». В результате неверная трактовка федерального закона наложила свой отпечаток на их отношение к вопросам безопасности при эксплуатации подъемной техники.
Справедливости ради надо отметить, что преобладающее большинство владельцев ГПМ вполне адекватно восприняли законодательные реформы и готовы следовать новым правилам игры. Однако имеющиеся неясности в понимании происходящего мешают составить из разрозненных пазлов целостную картину.
«Стоило ли ломать устоявшуюся систему и для чего нужна столь кардинальная реформа?» - как правило, этот вопрос задается в первую очередь.
Итак, начнем по порядку. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 300 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». В состав Программы вошли 3 подпрограммы и 6 федеральных целевых программ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) стала соисполнителем Программы и ответственным исполнителем подпрограммы № 3 «Развитие системы обеспечения промышленной безопасности» (далее - Подпрограмма).
При реализации Подпрограммы определены два основных направления государственной политики. Первое - это повышение уровня защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на поднадзорных ФСЭТАН объектах и их последствий.
Второе направление - устранение избыточных административных барьеров при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности на опасных объектах и объектах использования атомной энергии, а проще говоря, создание для промышленников и предпринимателей России атмосферы комфортного развития их бизнеса. Это направление сформировалось в результате диалога промышленников, предпринимателей и руководителей надзорных органов на уровне Правительства РФ. Со стороны бизнес-сообщества долгое время звучали жалобы на излишнее вмешательство надзорных органов в производственные процессы их предприятий, «устаревшие» требования к техническим устройствам на фоне их стремительного развития, бюрократические формальности, тормозящие бизнес-процессы. Эти и ряд других факторов, по мнению предпринимателей, затрудняли прогрессивное развитие промышленности.
Решено, что Подпрограмма реализуется в 2 этапа. Первый этап стартовал в 2013 году и заканчивается в текущем году. Впереди - второй этап. На его реализацию выделяется четыре года - с 2016 по 2020. Подпрограмма содержит семь задач:
1) совершенствование государственного регулирования обеспечения безопасности поднадзорных Ростехнадзору объектов;
2) осуществление контроля на поднадзорных Ростехнадзору объектах за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере промышленной безопасности;
3) создание системы прогнозирования, выявления, анализа, оценки риска аварий на опасных объектах, надежности систем обеспечения технологической безопасности, последствий возможных аварий, управления рисками;
4) актуализация требований безопасности, предъявляемых к поднадзорным Ростехнадзору объектам;
5) стимулирование внедрения систем управления технологической безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные объекты;
6) повышение уровня квалификации работников организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
7) совершенствование организации деятельности системы Ростехнадзора, повышение эффективности управленческих процессов в системе Ростехнадзора, прозрачности деятельности Ростехнадзора.
Условлено, что для достижений целей Подпрограммы должны выбираться такие механизмы обеспечения безопасности поднадзорных ФСЭТАН объектов, которые бы не предусматривали чрезмерную нагрузку на бизнес - должен быть соблюден баланс интересов граждан, общества и бизнеса, а также обеспечена эффективность расходования ограниченного национального ресурса.
А теперь, внимание, информация, которая позволит владельцам ОПО лучше понять суть происходящей реформы. Итак, результаты, ожидаемые в ходе реализации основных мероприятий Подпрограммы:
- будет получена полная, объективная оперативная и систематизированная информация о состоянии и проблемах государственного регулирования в области обеспечения технологической безопасности, о складывающейся правоприменительной практике, а также будут сформулированы выводы и предложения о прогрессивном зарубежном опыте, который может быть использован в Российской Федерации в целях оптимизации системы государственного регулирования, концептуальные и детальные предложения по направлениям развития системы;
- осуществлено нормативное правовое регулирование, отвечающее современным потребностям развития общества и экономики - законодательство в сфере обеспечения технологической безопасности, безопасности при использовании атомной энергии будет гармонизировано с Европейским Союзом;
- сократится общее число поднадзорных Ростехнадзору объектов;
- исчезнут дублирующие и избыточные способы государственного регулирования обеспечения технологической безопасности, безопасности при использовании атомной энергии;
- начнет действовать внедренная на практике оптимизированная система государственного регулирования в области обеспечения технологический безопасности, безопасности при использовании атомной энергии;
- повысится эффективность государственного регулирования, внутренних процессов, снизятся издержки Ростехнадзора на обеспечение технологической безопасности, безопасности при использовании атомной энергии;
- будет разработан и реализован план нормо-творческой деятельности в соответствии с выделенными тенденциями государственного регулирования в сфере компетенции Ростехнадзора;
- завершится актуализация нормативно-технической документации, не содержащей избыточных, дублирующих, нечетких требований безопасности;
- начнет функционировать комплексная система прогнозирования, выявления, анализа, оценки риска аварий на опасных объектах, надежности систем обеспечения технологической безопасности, последствий возможных аварий, управления рисками;
- сформируется единое информационное пространство системы Ростехнадзора, будет создана комплексная система информатизации и автоматизации деятельности Ростехнадзора и модернизирована информационно-коммуникационная инфраструктура территориальных органов;
- начнет действовать постоянный надзор за состоянием безопасности на опасных производственных объектах чрезвычайно высокой опасности;
- будут актуализированы требования к подготовке и проверке знаний (аттестации) сотрудников предприятий, непосредственно эксплуатирующих и обслуживающих опасные объекты, а также к руководителям, специалистам и служащим, участвующим в управлении эксплуатацией опасных объектов;
- заработает современная система подготовки и переподготовки специалистов, занятых в эксплуатации опасных объектов, характеризующаяся отсутствием административных барьеров;
- завершится осуществление технологического и федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
- будут реализованы все мероприятия, предусмотренные программами международного сотрудничества;
- позиция Российской Федерации будет представлена и станет учитываться при принятии решений в рамках деятельности международных организаций и двухсторонних соглашений;
- граждане получат возможность получать полную, объективную оперативную и систематизированную информацию о ходе оптимизации системы государственного регулирования в области технологической безопасности, реализации мероприятий Подпрограммы, достижения запланированных показателей Программы, качестве предоставления государственных услуг.
Итак, задачи определены, реформа идет полным ходом, российское промышленное производство постепенно обретает новый облик. Облик динамично развивающегося, прогрессирующего, конкурентоспособного на мировом рынке производства. Без административных препонов и бюрократических тормозов. Решено, что контролирующая и разрешительная деятельность Ростехнадзора будет осуществляться ровно в той степени, которая необходима для обеспечения безопасности на опасных производственных объектах. В ходе реформы планируется устранить избыточное присутствие и вмешательство органов надзора в производственные процессы предприятий, ликвидировать многие дублирующие друг друга мероприятия.
Естественно, действие государственной программы оказало влияние и на нормо-творческую деятельность Ростехнадзора применительно к подъемным сооружениям. За последние три года переработан значительный объем нормативных документов по промышленной безопасности. Целый ряд нормативов в ходе реформы утратил силу. К сожалению, в одной статье невозможно рассмотреть все нововведения, коснувшиеся «подъемщиков», однако на некоторых моментах мы заострим внимание.
1. Кардинально переформатированы «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения»
Для владельцев грузоподъемных механизмов основным регулятором деятельности стали Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Документ прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ 31 декабря 2013 го-да № 30992. С введением ФНП по подъемным сооружениям утратили свою силу сразу четыре очень важных нормативных документа (см. схему № 1): ПБ 10382-00 (грузоподъемные краны), ПБ 10611-03 (подъемники (вышки)), ПБ 10-25798 (краны-манипуляторы), ПБ 10-157-97 (краны-трубоукладчики).
Прежние Правила устанавливали жесткие требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности и т.д. «Прокрустово ложе» требований к проектированию грузоподъемной техники в определенной степени препятствовало развитию грузоподъемных механизмов, ограничивая производителей ГПМ в возможности выпускать образцы техники с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Порой возникала парадоксальная ситуация, когда кран российского производства, отвечающий всем требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» по целому ряду технических параметров уступал своему зарубежному аналогу, который при этом не соответствовал в полном объеме требованиям к проектированию, прописанным в ПБ 10-382-00.
Новые ФНП по подъемным сооружениям составлены совершенно в другом формате, не содержат требований к конструктивному исполнению, а направлены на регулирование деятельности в области промбезопасности на ОПО с использованием ПС, в том числе к работникам. Вместе с тем устанавливают требования к безопасности технологических процессов на этих ОПО, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на ОПО. Таким образом, новые ФНП по ПС в техническом плане не препятствуют российским промышленникам производить грузоподъемную технику, по характеристикам не уступающую мировым лидерам краностроения.
2. Руководство по эксплуатации ПС приобретает особый статус
А как же теперь работать «эксплуатационникам» и специалистам, осуществляющим наладку, ремонт, диагностику и экспертизу подъемных сооружений? Только без паники! Теперь практически на все вопросы устройства, монтажа и наладки, эксплуатации и ремонта, реконструкции, модернизации и утилизации подъемных сооружений ответ следует искать в документе, долгое время остававшимся в тени - Руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. Об этом нам постоянно напоминают новые Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям. В тексте ФНП приведено более 40 ссылок на данное Руководство. Отныне владельцу ГПМ на протяжении всего жизненного цикла грузоподъемной машины следует обращаться к рекомендациям завода-изготовителя ГПМ, изложенным в Руководстве по эксплуатации ПС (схема №2).
Заводское Руководство по эксплуатации (РЭ) отныне станет настольным документом для механика и специалиста отдела промбезопасности, снабженца запчастями и ремонтного персонала. При проведении экспертиз промышленной безопасности отправной точкой для экспертов также станут данные, указанные в РЭ для конкретного ГПМ. Повышение статуса этого эксплуатационного документа подталкивают, в свою очередь, производителей ГПМ серьезнее относиться к составлению РЭ. Руководство по эксплуатации должно содержать в себе все разделы, ссылки на которые даются в ФПН по ПС, и быть самодостаточным эксплуатационным документом.
Как следует из вводной части любого Руководства, завод-изготовитель гарантирует заявленные качества грузоподъемной техники при правильной ее эксплуатации. А это в свою очередь требует от владельцев ГПМ наладить систему обслуживания подъемной техники в соответствии с рекомендациями завода- изготовителя, изложенными в Руководстве (инструкции) по эксплуатации.
3. «Безнадзорщина» не предусмотрена
Грузоподъемные механизмы отнесены к IV классу опасности - к так называемым ОПО низкой опасности (Приложение 2 п. 6 Федерального закона № 116- ФЗ). В отношении объектов IV класса опасности плановые проверки инспекторами РТН не проводятся (ст. 16 п. 5.2 Федерального закона №116-ФЗ). Некоторые владельцы неверно истолковали положения Федерального закона. Не надо забывать, что отсутствие плановых инспекторских проверок не означает, что с владельцев ГПМ снята ответственность за нарушения законодательства в области промышленной безопасности. Так, в статье 9 Федерального закона перечислены 26 пунктов, которые обязаны исполнять все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, невзирая на классы опасности. А нарушители будут нести ответственность в соответствии с законодательством РФ, о чем напоминает статья 17 Федерального закона о промышленной безопасности.
Кроме того, помимо плановых инспекторских проверок вышеуказанным федеральным законом предусмотрено проведение внеплановых проверок. Причем одним из оснований для проведения внеплановой проверки может стать поступление в Ростехнадзор обращения или заявления от граждан, в том числе от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям технических устройств, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, животных, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий или чрезвычайных ситуаций техногенного характера (статья 16 п. 7 «б» Федерального закона № 116-ФЗ). Таким образом, инспектор РТН имеет предусмотренное законом основание прийти с проверкой на предприятие, эксплуатирующее грузоподъемную технику, причем без предварительного на то уведомления юридического лица или индивидуального предпринимателя (статья 16 п. 9 Федерального закона № 116-ФЗ). Судя по последним информационным сообщениям, публикуемым на официальном сайте Ростехнадзора, вне плановые выездные проверки - далеко не редкость. А это значит, что владельцам подъемных сооружений нужно быть всегда начеку.
В статье мы попытались рассмотреть лишь некоторые фрагменты колоссальной по своим масштабам реформы в сфере промышленной безопасности. Законотворческая деятельность Ростехнадзора продолжается. В 2015 году продолжается корректировка существующих и разработка новых нормативных документов. В нынешнем году Ростехнадзор выступил с инициативой проекта дистанционного надзора на опасных нефтегазовых объектах с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий. Этот масштабный проект обеспечит непрерывный процесс надзора за удаленными опасными производственными объектами, расположенными в регионах Крайнего Севера, Дальнего Востока. При этом до абсолютного минимума снижается присутствие инспектора на предприятии, что, ко всему прочему, снижает коррупционную составляющую. Планируется, что информационная система мониторинга промбезопасности будет состоять из нескольких блоков (документарный, контрольно-технологический, контрольно-визуальный) и, в большей части, будет иметь характер дистанционной работы. Для онлайн-мониторинга в режиме реального времени будут задействованы возможности сети Интернет и космической системы ГЛОНАСС.
Экспертные организации постоянно «держат руку на пульсе» и поэтому одними из первых бывают информированы обо всех изменениях законодательства в сфере промбезопасности. Тесное сотрудничество владельцев грузоподъемной техники с экспертами поможет быстро сориентироваться в процессах реформирования, привести систему надзора на предприятии в соответствие с последними требованиями ФСЭТАН, что, в конечном итоге, будет способствовать основной цели проводимых преобразований - создание условий для развития производства, полностью безопасного для людей и окружающей среды.

Источник: журнал ТезНАДЗОР № 11(108), ноябрь 2015

Скачать и распечатать полную версию

Комментарии закрыты.