Профилактика и мониторинг основных дефектов металлоконструкций грузоподъемных кранов

Профилактика и мониторинг основных дефектов металлоконструкций грузоподъемных
кранов

Оксана БОРОДИНА,
директор ООО ИДЦ «ОЛИМП»
Александр МОГИЛЬНИКОВ,
заместитель директора ООО ИДЦ «ОЛИМП»
Антон ЮЛДАШЕВ,
начальник отдела ЭПБ ООО ИДЦ «ОЛИМП»
Сергей УСОЛЬЦЕВ,
эксперт ООО ИДЦ «ОЛИМП»
Сергей ПОЛЕТАВКИН,
эксперт ООО ИДЦ «ОЛИМП»

Выявление дефектов металлоконструкции и их профилактика являются одним из наиболее важных этапов проведения техническое обследование подъемных сооружений как одного из наиболее нагруженных элементов грузоподъемного крана.
Практика показывает, что разрушения металлоконструкций грузоподъемных кранов вызваны воздействием многих факторов, но всегда обусловлены образованием дефектов в элементах конструкции, о чем свидетельствуют статистические данные Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора России.
Металлоконструкция является основной частью передвижного грузоподъемного крана, воспринимающей основные динамические и статические нагрузки, разрушение которой связано с тяжелыми последствиями, поэтому в процессе эксплуатации крана состоянию его металлоконструкции следует уделять повышенное внимание. В особенности это относится к кранам, работающим на открытом воздухе либо в агрессивной среде. Очевидно, что в этом случае усталостные напряжения в металле накапливаются быстрее, а разрушению металла способствует коррозионное воздействие атмосферных осадков.
Так как металлоконструкции кранов расположены на высотных отметках, работы по их обследованию отнесены к потенциально опасным. Поэтому конструкции крана, как правило, оснащены вспомогательными приспособлениями типа передвижной люльки, подвесной площадки, подмостей, лестниц, ограждений, обеспечивающими безопасный доступ к любому узлу металлоконструкции, а заводская инструкция по эксплуатации крана содержит указания не только по периодичности проведения обследований и освидетельствований, но и по технологии их выполнения, а также рабочие чертежи приспособлений при отсутствии на объекте эксплуатации инвентарных подъемных средств (например, автовышек). Обследование крановых металлоконструкций проводят в соответствии с графиком, обращая особое внимание на появление трещин в опасных сечениях металла, погнутых элементов, очагов коррозии и разрушение сварных швов.
Исходя из практики эксплуатации мостовых кранов, наиболее характерными местами образования дефектов являются:
■ вертикальные стенки на пролетных балках моста в местах примыкания к концевым балкам и в местах перехода от горизонтальной части к наклонной;
■ места приварки кронштейнов под рабочие площадки;
■ места крепления кабины управления и на верхнем поясе в районе стыков тележечных рельсов;
■ на концевых балках в местах сопряжения с главными балками и крепления кронштейнов букс ходовых колес крана.
При этом образование трещин наиболее вероятно на элементах, имеющих резкие изменения поперечного сечения (толщины, ширины), в местах примыкания диафрагм, накладок или косынок, по концам сварных швов или по самим швам, имеющим технологические дефекты, допущенные при изготовлении. Поэтому при техническом обследовании следует внимательно проверять состояние сварных швов и болтовых соединений.
Аналогичные дефекты возникают в металлоконструкциях передвижных консольных кранов и металлургических кранов. У последних необходимо уделять внимание состоянию металлоконструкции колонны, особенно в месте примыкания ее к грузовой тележке. У козловых кранов характерным местом являются узлы примыкания стоек опор к мосту.
При удовлетворительном состоянии лакокрасочного покрытия металлоконструкций и нормальном освещении образовавшиеся трещины бывают хорошо видны невооруженным глазом. В темных местах возникает необходимость применения приборов дополнительного освещения. В местах образования очагов коррозии на основном металле конструкции и сварных швах необходимо произвести ее удаление механическим способом, после чего проводится визуальный осмотр и дефектоскопия.
Следует помнить, что своевременно обнаруженные и устраненные дефекты в несущих элементах металлоконструкции крана предотвращают ее возможное разрушение и увеличивают срок службы крана. В случае обнаружения указанных дефектов в ответственных элементах металлоконструкции, а также деформации элементов, работающих на сжатие, эксплуатацию грузоподъемного крана запрещают до проведения непланового ремонта, запись о необходимости выполнения которого делают в паспорте подъемного средства. В других случаях исправление дефектов можно приурочить к очередному плановому ремонту, если они не представляют опасности для безопасной эксплуатации крана и работы обслуживающего персонала. При этом необходимо зафиксировать данные дефекты в журнале и уделять им особое внимание при последующих осмотрах.

Литература:
1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 года № 533).
2. РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю».
3. РД РОСЭК-001-96 «Машины грузоподъемные. Конструкции металлические. Контроль ультразвуковой. Основные положения».

Скачать и распечатать полную версию

Комментарии закрыты.