Особенности нивелировки пролетных (главных) балок мостовых кранов

Особенности нивелировки пролетных (главных) балок мостовых кранов

УДК: 621.874

Вадим АГАНИЧИН,
начальник отдела экспертиз подъемных сооружений, эксперт ООО «Промэкспертиза» (г. Петрозаводск)
Николай НЕЕЛОВ,
старший инженер-эксперт ООО «Промэкспертиза» (г. Петрозаводск)

В статье приведена методика проведения нивелировки балок, факторы, оказывающие влияние на состояние балок.

Ключевые слова: нивелировка балок, мостовой кран, отрицательный прогиб.

Нивелировка пролетных балок кранов мостового типа является неотъемлемой частью технического диагностирования кранов в процессе проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ).
Пролетные балки относятся к основным металлоконструкциям крана, и их техническое состояние на момент диагностирования является одним из определяющих критериев для определения результатов ЭПБ. Техническое состояние пролетных балок определяется по нескольким контрольным параметрам, одним из которых является планово-высотное положение, определяемое в процессе нивелирования. Основной задачей нивелирования пролетных балок является выявление отрицательного прогиба, наличие и величина которого в значительной степени является определяющим критерием при выводах заключения ЭПБ о сроках дальнейшей эксплуатации крана.
Вероятность прогиба пролетных балок может возникнуть в любой точке наблюдения. Данный фактор зависит от наибольшей нагрузки крана в данной точке (точках). Это в наибольшей степени относится к кранам, которые перемещают грузы над работающим оборудованием. Например, в металлургических цехах, когда грузовая тележка с грузом смещается от центра пролетных балок к концевой балке в сторону, противоположную расположению плавильных печей.
При проведении нивелировки пролетных балок необходимо обращать внимание на планово-высотное положение крановых рельсов, особенно если значения нивелировки балки (балок) в контрольных точках наблюдения № 1 и 7 имеют значения, превышающие друг друга на 10 мм и более. В этом случае необходимо провести измерения высотного положения крановых рельсов у ходовых колес крана в точках А1, А2, В1, В2:
Таким образом, максимально допустимая разница результатов нивелирования пролетных балок в точках наблюдения 1 и 7 будет равна 40 мм. Указанную величину измерения необходимо учесть при нивелировании пролетных балок.
Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на состояние пролетных балок. К ним относятся:
■ грузоподъемность крана;
■ пролет крана;
■ фактический режим работы;
■ вид выполняемых работ краном;
■ среда, в которой используется кран.
Краны с наибольшей грузоподъемностью имеют более прочные металлоконструкции, которые наименее подвержены деформации. Чем больше пролет крана, тем вероятнее наличие деформации пролетных балок (особенно у кранов с грузоподъемностью 5-10 тонн с тяжелым режимом нагружения).
По виду выполняемых работ краны могут работать в замкнутом цикле. К ним относятся краны, непосредственно задействованные в технологическом процессе: разливочные, металлургические, тамбурные и т.д., то есть краны, постоянно выполняющие определенный процесс с определенной массой груза. Как правило, такие краны имеют тяжелый и весьма тяжелый режимы работ. Металлоконструкции таких кранов наиболее подвержены деформациям различных видов. К примеру, металлоконструкции разливочных кранов постоянно подвержены влиянию высоких температур. А краны, применяемые при выгрузке (погрузке) химикатов, наиболее подвержены влиянию агрессивной окружающей среды.
К категории кранов с наименьшей степенью нагрузки относятся краны, задействованные при ремонте (замене) технологического оборудования. Такие краны, как правило, относятся к категории редко используемых, соответственно они менее подвержены различным видам деформаций.
Наличие отрицательного прогиба пролетных балок мостовых кранов свидетельствует об усталости металла несущих конструкций в результате интенсивного использования и влияния внешней среды. При наличии отрицательного прогиба пролетных балок крана рекомендуется уменьшение его грузоподъемности. Рекомендуется увеличить периодичность проведения контрольных замеров. При нарастании величины отрицательного прогиба пролетные балки подлежат замене.

Литература:
1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утверждены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом от 12 ноября 2013 года № 533).

Скачать и распечатать публикацию pdf-download

Комментарии закрыты.