Опыт применения регистраторов параметров

Опыт применения регистраторов параметров при расследовании аварий с участием ПС

УДК: 621.86:614.8

Николай ГРИДНЕВ,
директор ООО «Ремкранпарк» (г. Томск)
Алексей КОВАЛЕВ,
главный механик ООО «Ремкранпарк» (г. Томск)
Сергей КОВАЛЕВ,
директор ООО «Крановщик» (г. Томск)

В статье рассмотрен опыт проведения экспертизы промышленной безопасности аварии, произошедшей с автомобильным краном, имеющим нестандартную грузовую характеристику.

Ключевые слова: зона сниженной грузоподъемности, конфигурация крана, ограничитель грузоподъемности, грузовая характеристика.

Наиболее значимыми события­ми 2015 года для экспертных организаций стали постановле­ния правительства «Об аттестации экс­пертов в области промышленной безо­пасности» от 28 мая 2015 года № 509 и «О некоторых вопросах лицензирования де­ятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» от 6 октя­бря 2015 года № 1067. Эти два постанов­ления внесли наиболее значительные изменения и в аттестацию экспертов и процедуры получения и переоформле­ния лицензий.

Положительный эффект от этих из­менений можно охарактеризовать дву­мя позициями:
■ организации, для которых этот вид деятельности был не основным, само­стоятельно прекратят деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности ввиду сложности процеду­ры аттестации экспертов;
■ включение в число экспертов неком­петентных сотрудников практически исключается, что приводит к сокраще­нию числа недобросовестных эксперт­ных организаций.
Однако существуют и отрицательные стороны произведенных изменений:
■ фактически исчез этап по подготов­ке и повышению профессиональных зна­ний экспертов, отсутствует подготовка по новым требованиям правил и регла­ментов, законов и постановлений;
■ эксперты организаций, находящих­ся в регионах России, теперь должны не­сти затраты времени и средств для пода­чи документов и сдачи квалификацион­ного экзамена в городе Москве;
■ организации Центрального регио­на страны получили конкурентные пре­имущества.
Что касается квалификации самих экс­пертов, то необходимо поднять вопрос о результатах экспертизы подъемных сооружений, а именно - о результатах считывания регистраторов параметров грузоподъемных кранов.
В большинстве экспертных организа­ций, занимающихся экспертизой подъ­емных сооружений, отсутствуют специ­алисты по считыванию и обработке ин­формации регистраторов параметров грузоподъемных кранов. Это связано с тем, что традиционно эти функции выполняли специалисты специализи­рованных предприятий, а эксперты выявляли дефекты металлоконструкций, тросового и канатно-блочного оборудо­вания, тормозов, лебедок и т.д. Эксплу­атирующие организации должны были представить акты по наладке ограничи­телей, регистраторов, указателей, про­токолы замеров сопротивления изоля­ции, качества монтажа.
При наличии достаточно большого ассортимента регистраторов параме­тров (как встроенных, так и автоном­ных) экспертные организации не счи­тали нужными затраты на приобрете­ние всего спектра считывающей аппа­ратуры, программного обеспечения и подготовку своих специалистов. Но опыт расследования некоторых аварий с грузоподъемными кранами показы­вает, что наличие в штате экспертной организации специалистов по считы­ванию и обработке регистраторов па­раметров необходимо.
В качестве примера приведем аварий­ный случай, произошедший в 2009 году в городе Стрежевой с автомобильным краном КС-55722-1, производившим раз­грузку трала с оборудованием для бу­ровой вышки.
После аварии эксперты осмотрели кран, установили вылет, длину стре­лы, массу груза, сравнили получен­ные данные с грузовой характеристи­кой, просмотрели данные распечатки с регистратора параметров и сделали вывод, что при существующей конфигурации крана авария не могла прои­зойти по причине перегруза, не обра­тив внимания на то, что опрокидыва­ние крана началось в зоне сниженной грузоподъемности и при падении крана на бок под весом стрелы прои­зошло проворачивание поворотного круга, в результате чего кран лег поч­ти перпендикулярно оси автомобиля. В результате была назначена повторная экспертиза, в комиссию был включен специалист по считыванию и обработ­ке параметров, который установил, что в момент подъема груза азимут крана показал нахождение стрелы в зоне пра­вой передней опоры. А конструктивная особенность кранов КС-55722 дает сни­жение грузоподъемности практически в два раза в данной зоне. Кроме того, после вскрытия крышки исполнительного клапана было установлено нали­чие гайки, блокирующей отключение исполнительного устройства.
Исходя из изложенного, будет целе­сообразным обязать экспертные орга­низации по подъемным сооружениям иметь в штате либо специалиста по об­работке информации регистраторов па­раметров грузоподъемных кранов, ли­бо дополнительно аттестовать эксперта по подъемным сооружениям как специ­алиста по обработке информации.
Существуют автомобильные краны, на которых применяется так называе­мая «Стройдормашевская» концепция построения грузовой характеристики, которая учитывает, в каком положении стрела крана находится относительно ка­бины водителя. Одним из представите­лей применения этой концепции являет­ся автомобильный кран КС-5579 («Мото-вилиха»). При проведении экспертизы промышленной безопасности таких кра­нов также есть существенные моменты, на которые надо обращать внимание, особенно при проведении статических и динамических испытаний, но это - тема следующей статьи.
Литература:
1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных про­изводственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утверждены приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533).
2. КС-55722-1.РЭ «Руководство по экс­плуатации Кран автомобильный КС-55722-1».

Скачать и распечатать публикацию pdf-download

Комментарии закрыты.