Новое в лицензировании и контроле

Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в федеральное законодательство (Федеральный закон от 03.08.2018 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»), направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности и лицензирования.

В документе, в частности, получило развитие важнейшее направление реформы контрольно-надзорной деятельности - внедрение риск-ориентированного подхода при организации проверок. Точечные изменения, внесенные в законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», позволят продолжить переход на «умный» госконтроль, пока фундаментальный законопроект о государственном и муниципальном контроле находится на рассмотрении в Госдуме.
Реформа госконтроля направлена на снижение административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении безопасности граждан и государства.
«Подписанный закон находится абсолютно в контексте реформы, соответствует ее целям и задачам. Он вносит в 294-ФЗ точечные изменения, которые способствуют развитию риск- ориентированного подхода в части лицензионного контроля и в части вопросов муниципального контроля. Он совершенствует систему работы индикаторов риска, механизмов профилактики, многих направлений, которые остаются значимыми в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Эти изменения полностью соответствуют духу и букве большого закона о государственном контроле и надзоре, который еще проходит обсуждение», — говорит член Экспертного совета при Правительстве Александр Брагин.
В подписанном законе, в частности, уточняются понятия «федеральный государственный контроль (надзор)» и «региональный государственный контроль (надзор)». Документ закрепляет полномочия региональных властей вводить риск-ориентированный подход в отношении региональных видов контроля. Так, перечень видов федерального государственного контроля и надзора, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, согласно документу, должен определяться Правительством РФ. А перечень видов регионального госконтроля устанавливается высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ. При этом Правительство может определить виды регионального контроля и надзора, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.
Критерии, по которым деятельность производственных объектов относится к той или иной категории риска или классу опасности, в рамках регионального госконтроля также определяет высший исполнительный орган субъекта РФ. Общие требования к критериям может определять и Правительство.
Закон устанавливает новые требования к периодичности плановых проверок в рамках лицензионного контроля, связанные с возможностью применения риск-ориентированного подхода. Основанием для проведения внеплановых проверок могут стать индикаторы риска нарушения обязательных требований, если такая возможность прописана в положении о виде федерального госконтроля.
В законодательство о лицензировании вводятся положения об особенностях осуществления лицензионного контроля с применением риск-ориентированного подхода. Проект по реформированию контрольно-надзорной деятельности в 2016 году был включен в число приоритетных проектов, которые реализуются на площадке Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В рамках реформы уже реализуются подходы, закрепляющие принципы «новой безопасности» граждан, партнерские отношения с предпринимателями и отказ от «палочной» системы проверок.
Реформа предусматривает переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизацию обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизацию госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.
В феврале 2018 года Госдума в первом чтении приняла проект ключевого закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ», который закрепляет новые механизмы госконтроля. Документ разработан с активным вовлечением предпринимательского сообщества и экспертов. Предложения по доработке законопроекта ко второму чтению сейчас активно обсуждаются на площадке Госдумы. Все идеологические подходы этого документа, касающиеся в том числе риск-ориентированного подхода и профилактики, будут сохранены, отмечают в Экспертном совете.

Скачать и распечатать полную версию

Комментарии закрыты.