Неопасная опасность

Неопасная опасность

Сергей ВАУЛИН,
эксперт по обследованию ПТМ ООО «Служба промышленной безопасности»
Павел ПЕЧЕРКИН,
эксперт по обследованию ПТМ ООО «Служба промышленной безопасности»
Евгений ХУДОРОЖКОВ,
эксперт по обследованию ПТМ ООО «Служба промышленной безопасности»

В статье рассматриваются проблемы обследования опасных производственных объектов, отнесенных к IV классу опасности. Приведены примеры аварий, вызванных дефектами, которые не были выявлены по причине решения владельцев подъемных сооружений не проводить обследование и (или) экспертизу промышленной безопасности.

Ключевые слова: класс опасности, опасный производственный объект, промышленная безопасность.

Федеральный закон от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» директивно разделил все опасные производственные объекты на 4 класса опасности.
При этом огромный парк разнообразных подъемно-транспортных машин, составляющих неотъемлемую часть не только отечественной промышленности, но и широко используемых в повседневной жизни граждан, отнесен к rv классу опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. Согласно п.5.2 данного закона, в отношении опасных производственных объектов Г7 класса опасности плановые проверки не проводятся. Таким образом, подъемные со-оружения оказались фактически неподконтрольны со стороны государственных надзорных органов.
Одновременно приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 года № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2013 года № 30992), обозначив права и обязанности эксплуатирующих подъемные сооружения организаций, не устанавливает обязательность, контроль и ответственность за соблюдением требований Федеральных норм и правил.
В результате владельцы подъемных сооружений практически на законных основаниях экономят средства не только на техническое перевооружение, но и на содержание изношенного парка подъемных сооружений в исправном состоянии, а также на содержании в штате квалифицированного обслуживающего персонала и специалистов.
Результаты данной политики не заставят себя долго ждать и неизменно приведут к авариям и травмам.
Два примера.
На рисунке 1 представлен автокран, который работал с неисправным ограничителем грузоподъемности, в результате чего были травмированы подсобные рабочие.
На рисунке 2 представлен автогидроподъемник МШТС-4МН, который отработал нормативный срок службы. Экспертиза промышленной безопасности автогидроподъемника не проводилась.
В результате остался незамеченным опасный дефект - обрыв вертикальных стоек люльки. Рабочий люльки получил травмы.
Практически любая подъемно-транспортная машина представляет опасность, и не только для обслуживающего персонала, а также для людей, находящихся на территории проведения работ. Поэтому владельцам подъемных сооружений необходимо проявлять ответственность, своевременно проводить обследования, выявлять и устранять дефекты, которые могут стать причиной аварий и травм.

Скачать и распечатать публикацию pdf-download

Комментарии закрыты.