Когда нужна экспертиза ПС

Довольно часто техническая грамотность лиц, «ответственных за производственный контроль» на предприятиях, намного ниже, чем у людей, которые занимаются обслуживанием и эксплуатацией подъемных сооружений. Это значит, что так называемые специалисты назначаются по принципу «чтобы были». Они по старинке ждут, когда придут эксперты, найдут множество дефектов и несоответствий в конструкции крана и его эксплуатации, а потом дадут почти три месяца на устранение выявленных повреждений и выдадут положительное заключение. Причем о большинстве дефектов, как впоследствии выясняется, заказчик осведомлен, но не торопится их устранять до получения дефектной ведомости.
Можно много рассуждать по поводу различий ПБ 10-382-00 [1] и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности [2], но одно несомненно: новые Правила [2] предназначены в основном для персонала, занятого эксплуатацией подъемных сооружений.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности [2] четко определяют принципы безопасности подъемного сооружения, одним из которых является соответствие заявленного изготовителем фактического срока службы подъемного сооружения (ПС), исчисляемого с момента его изготовления, если фактический срок службы не продлевался по результатам проведения экспертизы промышленной безопасности. Данное требование содержится в пункте 10 (д) Правил [2]. Это является основанием для проведения экспертизы промышленной безопасности подъемного сооружения.
Также обратимся к разделу III пункта 23 (а) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности [2]. Он гласит, что организация, эксплуатирующая ОПО с подъемными сооружениями, должна «поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном состоянии, соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово- предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы (период безопасной эксплуатации), заявленный изготовителем в паспорте ПС без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления». Другими словами, нет ОПО - нет экспертизы, и это приятный момент для владельца подъемного сооружения. Еще один такой момент - пункт 264 Правил [2], который говорит, что экспертиза промышленной безопасности проводится для подъемных сооружений, которые подлежат учету в Ростехнадзоре.
На этом все приятное для владельца заканчивается. Раздел VII пункта 260 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности [2] устанавливает, согласно Федеральному закону № 116-ФЗ [3], необходимость экспертизы промышленной безопасности для подъемных сооружений, у которых истек срок службы, была проведена реконструкция, замена материалов несущих элементов либо восстановительный ремонт после аварии или инцидента с повреждением подъемного сооружения.
Какой из этого можно сделать вывод? Экспертиза нужна, если вышел срок службы ПС или была произведена реконструкция или ремонт несущих конструкций.
А теперь об ответственности. Пункт 138 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности [2] определяет порядок пуска в работу подъемных сооружений. Решение о пуске в работу выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, с записью в паспорте подъемного сооружения. Следовательно, вся ответственность за последствия эксплуатации ПС, то есть крана, лежит на этом «лице». И если уголовная ответственность не прописана в Правилах [2], это не означает, что ее нет.
В заключение несколько слов по поводу порядка проведения экспертизы. Экспертиза промышленной безопасности выполняется в соответствии с «Программой проведения экспертизы промышленной безопасности», согласованной с заказчиком, где прописан перечень работ при осуществлении экспертизы, сроки выполнения и методики обследования.
Литература:
  1. ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (не действуют).
  2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора 12 ноября 2013 года № 533.
  3. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Скачать и распечатать публикацию pdf-download

Комментарии закрыты.