Грузозахватные приспособления

Эксплуатация грузозахватных приспособлений и грузовой тары
на основе требований ГОСТ 33715-2015

Требования к эксплуатации грузозахватных приспособлений, за исключением нескольких статей ранее действующих Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, нескольких пунктов ныне действующих ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее - ФНП по подъемным сооружениям) и РД 10-33-93 (касающихся только стропов) в отраслевой нормативной базе до настоящего времени отсутствовали.
Выполнение указанного незначительного объема требований к эксплуатации грузозахватных приспособлений и грузовой тары в условиях их использования с конкретными кранами на конкретном опасном производственном объекте и контроль за выполнением обозначенных требований в ФНП по подъемным сооружениям предписывается осуществлять на основе сведений, изложенных в руководстве по эксплуатации грузозахватных приспособлений, соответствующих приложениях к ФНП, Проектах производства работ (далее - ППР) и технологических картах (далее – ТК), а также в инструкции по оценке технического состояния и браковке грузозахватных приспособлений, содержащей критерии предельного состояния, которая утверждается распорядительным актом эксплуатирующей организации.
В последнем случае это нонсенс, то есть в каждой эксплуатирующей организации могут применяться свои, «местечковые» нормы браковки грузозахватных приспособлений. Стропы, отчасти, являются исключением, так как их браковочные признаки приведены в приложениях к ФНП по подъемным сооружениям.
Вновь изготовленные после 2011 года грузозахватные приспособления должны снабжаться руководством по эксплуатации, соответствующим требованиям технического регламента ТР ТС «О безопасности машин и оборудования». Как показывает практика, выпускаемые грузозахватные приспособления не снабжаются руководством по эксплуатации, отвечающим требованиям технического регламента. Об инструкциях по эксплуатации выпущенных ранее и находящихся в эксплуатации грузозахватных приспособлениях и говорить не приходится, потому как для большинства грузозахватных приспособлений указанные инструкции вовсе не разрабатывались.
При разработке ППР и ТК с использованием грузоподъемных кранов проектировщики применяют требования ФНП по подъемным сооружениям и РД 11-06-2007. Несмотря на достоинства РД 11-06-2007, в данном документе нет указаний о безопасности использования грузозахватных приспособлений, способах строповки, зацепки и обвязки определенных видов грузов с использованием конкретных типов грузозахватных приспособлений.
Какой-либо вразумительный подход в освещаемой теме попросту отсутствовал. Причин несколько. Одна из основополагающих заключается в сложности выработки концептуального подхода, и обозначения необходимости создания соответствующего нормативного документа, устанавливающего требования, направленные на безопасность использования грузозахватных приспособлений, на стадиях жизненного цикла, начинающихся после изготовления.
Далее – небольшой экскурс в ФНП по подъемным сооружениям, с целью освещения требований, которые устанавливаются данным документом, и процессу эксплуатации грузозахватных приспособлений:

Пуск в работу и постановка на учет

140. Решение о вводе в эксплуатацию грузозахватных приспособлений, тары и специальных съемных кабин и люлек (для подъема и перемещения людей кранами) записывается в специальный журнал учета и осмотра специалистом, ответственным за безопасное производство работ.

Техническое освидетельствование

168. … грузозахватных приспособлений и тары, для которых выполняются плановые проверки состояния и подтверждение работоспособности, согласно требованиям настоящих ФНП) (по подъемным сооружениям).
194. (3 абзац) Оценку работоспособности стальных канатов, цепей, рельсовых путей, грузозахватных приспособлений выполняют согласно методикам и браковочным показателям, приведенным в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, а при их отсутствии – согласно требованиям настоящих ФНП.

Требования к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации грузозахватных приспособлений и тары

219. Требования промышленной безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений, в том числе, к проведению технического обслуживания, ремонта, реконструкции должны быть не ниже требований промышленной безопасности при эксплуатации ПС, совместно с которым они используются по назначению.
222. Съемные грузозахватные приспособления и тара, признанные негодными к использованию в работе, в том числе, по причине отсутствия необходимой маркировки, а также грузозахватные приспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы), не должны находиться в местах производства работ.
223. Стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации.
224. Для контроля технического состояния элементов, узлов и соединений грузозахватных приспособлений (клещи, траверсы, захваты), которое невозможно определить в собранном виде, ежегодно, в сроки, определенные графиком, утвержденным распорядительным актом эксплуатирующей организации, должна производиться их частичная разборка, осмотр и ревизия.
225. (2 абзац) Ремонт стропов следует выполнять заменой изношенных элементов на аналогичные новые, проект и ТУ в этом случае не разрабатываются.
227. Ветви многоветвевых стропов и траверс, разъемные звенья, крюки и другие легко заменяемые (без сварки, заплетки, опрессовки и сшивки) расчетные элементы грузозахватных приспособлений, примененные взамен поврежденных или изношенных, должны иметь необходимую маркировку изготовителя, при этом в паспорте грузозахватного приспособления должна быть сделана отметка о проведенном ремонте.
228. Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации (при отсутствии норматива или браковочных показателей изготовителя) и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.
Вышеперечисленные пункты ФНП по подъемным сооружениям являются обязательными к исполнению эксплуатирующими организациями, при этом, как их выполнять данный нормативный правовой акт не поясняет (да и не должен).

О ГОСТ 33715-2015

Разработанный ООО СКБ «Высота» в содружестве с АО «РАТТЕ» ГОСТ 33715-2015, именуемый «Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация» позволит устранить пробелы в нормативной базе и обеспечит специалистов, связанных с грузоподъемными кранами, строительством и логистикой необходимой организационной, технической и правовой базой, что, в свою очередь, повысит безопасность технологических процессов, связанных с подъемом и перемещением грузов кранами.
Разработчиками стандарта осуществлен подход, аналогичный процедуре подтверждения соответствия машин и оборудования требованиям технического регламента «О безопасности машин и оборудования», в котором, в качестве одного из вариантов подтверждения соответствия, принята установка, что в результате применения межгосударственных или национальных стандартов на добровольной основе, обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Иными словами, выполнение организацией, эксплуатирующей грузоподъемные краны на добровольной основе требований вновь разработанного стандарта, свидетельствует о соответствии безопасности осуществляемых ее работниками технологических процессов, связанных с использованием грузозахватных приспособлений, требованиям ФНП по подъемным сооружениям.
Ниже приводится выдержка из ГОСТ 33715-2015 в части наиболее актуальных его положений.

Выдержка из Стандарта

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
Съемные грузозахватные приспособления и тара
Эксплуатация
Cranes. Non-fixed load-lifting attachment and tare. Exploitation

Дата введения – 2017–04–01

1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (далее СГП) и грузовую тару (Т), используемые совместно с грузоподъемными кранами (далее – краны) при подъеме и перемещении грузов, и устанавливает требования к процессам эксплуатации СГП и Т, а также определяет порядок и методы оценки их работоспособности, включая периодичность и объем работ, браковочные показатели, требования к условиям проведения проверок и испытаний. Требования настоящего стандарта могут быть использованы при оценке работоспособности несъемных грузозахватных приспособлений (грузозахватных органов).
1.2 Настоящий стандарт может быть использован при разработке руководств по эксплуатации СГП и Т, проектов производства работ и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов (технологических регламентов), а также при составлении программ профессионального обучения стропальщиков и учебных программ подготовки специалистов в области эксплуатации кранов, при этом он не отменяет указаний эксплуатационных и нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться, если в них изложены более жесткие требования, чем в настоящем стандарте.
1.3 Настоящий стандарт может быть использован при разработке:
- должностных инструкций ответственных специалистов;
- производственных инструкций стропальщиков, а также рабочих основных профессий, допущенных в установленном порядке к дистанционному управлению
кранами с пола, в части установления требований к осмотру СГП и Т, проводимому непосредственно перед их применением, а также к безопасным способам использования их в работе.
3 Термины и определения
3.1 браковка: Решение о невозможности использования в работе СГП или Т, основанное на оценке соответствия браковочным показателям, принятое и оформленное в установленном порядке ответственными специалистами эксплуатирующей организации или специализированной организацией.
3.5 обследование: Форма оценки работоспособности СГП или Т, осуществляемая специализированной организацией в соответствии с положениями настоящего стандарта в виде комплекса работ по определению технического состояния, соответствия эксплуатационным (конструкторским) и нормативным документам и соответствия процесса эксплуатации требованиям нормативных правовых актов.
3.7 проверка состояния: Форма оценки работоспособности СГП или Т, осуществляемая ответственными специалистами эксплуатирующей организации по инструкции, разработанной на основе норматива (браковочных показателей) изготовителя и настоящего стандарта, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации.
3.9 оценка работоспособности: Процедура, осуществляемая в форме осмотра, проверки состояния или обследования СГП и Т, с целью определения и прогнозирования их технического состояния, а также возможности и условий безопасной эксплуатации.
3.10 показатель браковочный: Признак или совокупность признаков неработоспособного состояния СГП и Т, установленных руководством по эксплуатации и настоящим стандартом.
3.13 строповка: Технологическая операция, выполняемая перед началом процесса подъема и перемещения груза, с целью соединения последнего с краном. Строповка осуществляется посредством обвязки, зацепки, захватывания груза и/или его подвешивания на крюк крана, с использованием, как правило, СГП.
3.13.1 зацепка: Технологическая операция по соединению захватов СГП либо крюка крана со строповочными элементами груза либо с элементами обвязки груза.
3.13.2 обвязка: Технологическая операция по подготовке груза, не имеющего строповочных элементов, к зацепке грузозахватным приспособлением либо крюком крана, выполняемая, как правило, с использованием кольцевых и петлевых стропов.
3.15 тара грузовая (тара): Металлическое, деревянно–металлическое или полимерное средство для складирования, транспортирования и хранения грузов, имеющее строповочные элементы.

6 Использование в работе
6.3 СГП и Т, признанные негодными к использованию в работе, в том числе по причине отсутствия необходимой маркировки, а также СГП и Т с истекшим сроком службы, назначенным изготовителем или по его окончанию специализированной организацией, не должны находиться в местах производства работ.
6.9 При подъеме и перемещении несколькими кранами груза, присоединенного к ним посредством использования траверсы, допускаемое отклонение траверсы от горизонтали должно быть указано в технологическом регламенте.
6.34 При постоянном использовании кольцевых и петлевых стропов с кранами фактических групп классификации выше АЗ согласно [1], следует взамен указанных стропов предусмотреть возможность применения автоматических и полуавтоматических грузозахватных приспособлений либо сменных грузозахватных органов, обеспечивающих безопасную и высокопроизводительную работу по подъему и перемещению грузов и разработать соответствующий технологический регламент.

8 Оценка работоспособности
8.1 Формы оценки работоспособности
Оценка работоспособности СГП и Т в период эксплуатации осуществляется в формах:
- ежесменных осмотров, осуществляемых крановщиком (оператором крана) совместно со стропальщиком;
- периодических проверок состояния, проводимых ответственными специалистами эксплуатирующей организации;
- обследований, проводимых специализированной организацией по истечении срока службы СГП и Т, установленного изготовителем, и определяющих возможность установления нового назначенного срока службы, а также условий продолжения их дальнейшей безопасной эксплуатации;
- внеочередных обследований в случаях, предусмотренных 8.2.12.
8.2 Периодичность оценки работоспособности
8.2.2 При постоянном использовании с грузоподъемными кранами, эксплуатирующимися в условиях групп классификации (режима) А7–А8 по [1], стропы и другие СГП, включающие в себя канатные, цепные и текстильные ветви, должны подвергаться проверке состояния не реже одного раза в пять дней.
8.2.4 Стропы и другие СГП, гибкие элементы которых изготовлены из полимерных материалов на текстильной основе, а также полимерная тара, в том числе мягкие контейнеры, подлежат освидетельствованию:
- не реже одного раза в 3 мес для СГП, для Т – не реже одного раза в 12 мес;
- по истечении срока службы, установленного изготовителем.
Указанные в настоящем пункте СГП, находящиеся на хранении более 6 месяцев, и полимерная тара, находящаяся на хранении более 24 месяцев, подлежат освидетельствованию перед выдачей в работу и получением разрешения на эксплуатацию.
8.2.9 Если у эксплуатирующей организации имеется намерение продолжить эксплуатацию СГП и Т по истечении назначенного срока службы, установленного в эксплуатационных документах, следует провести их обследование специализированной организацией (для определенных типов и исполнений стропов и полимерной тары данная возможность исключена – они подлежат утилизации). Дальнейшая безопасная эксплуатация СГП и Т за пределами назначенного срока службы возможна при положительном решении специализированной организации.
При отсутствии в эксплуатационных документах необходимых сведений, за назначенные, для СГП принимают сроки службы, приведенные в таблице 3, для тары – в таблице 4.

Таблица 3 – Сроки службы грузозахватных приспособлений

Тип грузозахватного приспособления Назначенный срок службы, лет*
А2-А3 А4-А5 А6-А8
Строп текстильный на полимерной основе, используемый для непосредственной обвязки груза 1** 0,5** 0,25**
Строп текстильный на полимерной основе, используемый для зацепки и (или) свободной укладки груза 3** 2** 1**
Строп текстильный на полимерной основе грузоподъемностью более 20 т, отнесенный к разряду редко используемых 5
Строп канатный кольцевой и петлевой грузоподъемностью до 10 т включительно, используемый для непосредственной обвязки груза 1,5** 1** 0,5**
Строп канатный кольцевой и петлевой, используемый для свободной укладки груза:
грузоподъемностью до 10 т включительно 4** 2** 1**
грузоподъемностью более 10 т 5 3** 1**
Строп канатный ветвевой грузоподъемностью до 10 т включительно 6 4** 2**
Строп канатный ветвевой грузоподъемностью более 10 т 8 5 2,5**
Строп цепной 10 8 4**
Захват зацепной, опорный и анкерный 10 8 4
Захват фрикционный 7 5 2,5
Грейфер 7 5 4
Траверса, оснащенная канатными ветвями*** 8 5 4
Траверса, оснащенная цепными ветвями*** 10 8 6
Траверса, не имеющая в составе гибких элементов 12 10 8
Траверса, не имеющая в составе гибких элементов, используемая с применением только автоматических средств зацепки, в т.ч. спредер 16 12 8
Редкоиспользуемые грузозахватные приспособления, за исключением оснащенных гибкими элементами (ветвями) из каната и текстильной ленты 20

*При эксплуатации стропов, сварных траверс и захватов в неотапливаемом помещении и на открытом воздухе, а также при наличии в зоне их использования источника агрессивной среды по классификации, указанной в НПА, срок службы должен быть уменьшен на 25 %.
**Обследование на предмет определения возможности установления нового назначенного срока службы стропов данной категории не проводится. По истечению назначенного срока службы они изымаются из эксплуатации и утилизируются в установленном порядке.
***Для данных траверс, а также для оснащенных текстильными ветвями на полимерной основе, у которых своевременно проводились периодические проверки состояния и замена ветвей, что подтверждено соответствующими записями в технической документации, за назначенный может быть принят срок, установленный для траверс, не имеющих в составе гибких соединительных элементов.

Таблица 4 – Сроки службы грузовой тары

Тип грузовой тары Назначенный срок службы, лет
 Тара полимерная (пластиковые поддоны (паллеты) и контейнеры, в том числе мягкие контейнеры)  2,5
 Поддоны деревянно–металлические  2,5
 Тара деревянно – металлическая, за исключением поддонов  3
 Тара деревянно – металлическая, используемая с применением только автоматических средств транспортирования  5
 Тара металлическая  6
Тара металлическая, используемая с применением только автоматических средств транспортирования  8

В состав работ при оценке работоспособности входит (п.8.5-8.13):
Проверка наличия и состояния документации;
Проверка наличия и состояния маркировки;
Оценка работоспособности металлоконструкций;
Оценка работоспособности стропов и гибких соединительных элементов других СГП;
Оценка работоспособности соединительных элементов, захватов и блоков
Оценка работоспособности болтовых и шарнирных и других разъемных соединений;
Оценка работоспособности металлической тары;
Оценка работоспособности полимерной тары;
8.14 Условия и методы проведения испытаний
8.14.2 Испытанию могут быть подвергнуты идентифицированные СГП и Т, находящиеся в работоспособном состоянии. Дефекты и повреждения, выявленные при осмотре, проверке состояния или обследовании и подпадающие под браковочные показатели, приведенные в руководстве по эксплуатации или настоящем стандарте, должны быть устранены до проведения испытаний.
8.14.7 При испытании специальных СГП, зацепка которыми испытательных грузов, невозможна, должна быть предусмотрена схема надежного присоединения испытательного груза необходимой массы к изделиям, для которых предназначены СГП.
В случае, если упомянутые изделия относятся к опасным грузам либо являются дорогостоящими изделиями единичного производства, допускается подтверждение прочностных характеристик металлоконструкций предназначенных для них СГП посредством выполнения расчетов, исходными данными в которых являются фактические сечения элементов и фактические механические свойства.
8.15 Оформление результатов испытаний, проверки состояния и обследования
8.15.3 Результаты первичного освидетельствования и испытания вновь установленных на крюковой кран механизированных и/или электрифицированных СГП, в том числе моторных грейферов или магнитов, помимо их отражения в журнале СГП и Т, должны быть занесены в паспорт крана. Запись в паспорте должна подтверждать, что СГП установлено на кран в соответствии с требованиями эксплуатационной или конструкторской документации и выдержало испытание.
8.15.8 Результаты обследования СГП и Т оформляются специализированной организацией в виде акта обследования с необходимыми приложениями, составляемого с учетом рекомендуемой формы, приведенной в приложении В и используются эксплуатирующей организацией для принятия решения о продолжении эксплуатации, снижении рабочих параметров, ремонте или снятии с эксплуатации (утилизации).
По результатам проведения внеочередного обследования СГП и Т в паспорте должна быть указана причина, вызвавшая необходимость его проведения.