Тупиковые упоры

Для остановки грузоподъёмных кранов на рельсовом ходу, с целью исключения аварийной ситуации, связанной с его сходом с рельсового пути (по причине отказа концевого выключателя) на его концах устанавливаются механические предохранительные устройства. Эти устройства – тупиковые упоры. Они применяются на рельсовых путях башенных, козловых, портальных и мостовых кранов. Исключение составляют рельсовые железнодорожные пути, по которым перемещаются подвижной состав, и они имеют выход на пути общего пользования либо на пути промышленных предприятий.

Типы упоров и буферов

  • Ударные (остановка крана происходит за счет поглощения кинетической энергии резиной, пружиной, пневмогидроцилиндрами, либо деревянными элементами, установленными на тупиковых упорах и буферных элементах кранов),
  • Безударные (остановка за счет поглощения энергии путем преодоления накатной горки тупикового упора),
  • Комбинированного типа.

Тупиковые упоры устанавливаются в точном соответствии с проектом кранового пути либо руководством по эксплуатации крана. Перед установкой их испытывает предприятие-изготовитель. В паспорте комплекта тупиковых упоров должна быть соответствующая отметка. После установки потребитель проверяет целостность и комплектность изделий, правильность установки, а также проводится проверка их работоспособности. Эти результаты заносятся в акты сдачи кранового рельсового пути в эксплуатацию.

Меры безопасности

После аварийного наезда на безударные тупиковые упоры или соударения с тупиковыми упорами ударного типа соответствующая комиссия проводит их внешний (визуальный) осмотр и необходимые измерения, после чего выполняется оценка технического состояния элементов. При необходимости выполняется ремонт либо замена.

Применять тупиковые упоры запрещено:

  • С трещинами в сварных соединениях элементов конструкции, а также в основном металле, или если из-за коррозии снижена толщина деталей более чем на 7%.
  • При износе осей и втулок более 3% от начального размера.
  • Если износ амортизатора составляет более 30%, имеет неполную комплектацию, ослабленные болтовые соединения и другие подобные дефекты.

Работать на кране допускается только при работоспособном состоянии тупиковых упоров, т.е. когда они соответствуют требованиям эксплуатационной документации и могут выполнять свои функции путем надлежащего останова крана при его аварийном наезде на упоры.