Взгляд сквозь призму ФНП

Эксплуатация съемных грузозахватных приспособлений и грузовой тары
Владимир БУХАРЕВ
Директор ООО СКБ «Высота»

Автор статьи, принимавший участие в разработке Федеральных норм
и правил, комментирует требования к процессу безопасной эксплуатации,
проверке состояния и дефектации грузозахватных приспособлений и тары,
изложенные в одноименном разделе Федеральных норм и правил (ФНП)
«Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых
используются подъемные сооружения».

Введенные в действие в марте нынешнего года Федеральные нормы и правила «Правила безопас-ности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» содержат раздел, устанавливающий основные требования к процессу эксплуатации, проверке со-стояния и дефектации грузозахватных приспособлений и тары. Данный раздел ФНП достаточно принципиально отличается от разделов, приведенных в ранее действующих правилах безопасно-сти по грузоподъемным машинам, касающихся съемных грузозахватных приспособлений и тары, как по содержанию, так и по объему. В разделе приведены требования к персоналу, документации, оснащению персонала, выбору стропов и их ветвей (при их замене), оценке работоспособности и возможности ремонта грузозахватных приспособлений, в т.ч стропов.
Одновременно, в данном разделе ФНП изложены требования по безопасности использования грузовой тары и основные положения проведения испытаний грузозахватных приспособлений.
В связи с тем, что на съемные грузозахватные приспособления (приспособления для грузо-подъемных операций) распространяются требования ТР ТС 010/2011, в части установления для этих приспособлений назначенного срока службы, в пункте 222 ФНП, в частности, содержится требование о невозможности использования в работе грузозахватных приспособлений с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы).
В целях обеспечения возможности иметь алгоритм для подтверждения эксплуатирующими организациями соответствия технологических процессов эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и грузовой тары требованиям ФНП (на добровольной основе), группой авторов из Набережных Челнов и Санкт-Петербурга,в инициативном порядке, разработан проект национального стандарта «Краныгрузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара.Эксплуатация», предусмотренного программой разработки национальных стандартов по профилю ТК 289 «Краны грузоподъемные».
Необходимость в разработке стандарта возникла в результате оценки фактического уровня безо-пасности при эксплуатации съёмных грузозахватных приспособлений и тары на опасных произ-водственных объектах, в границах которых используются грузоподъемные краны.Оценка прово-дилась в процессе экспертной деятельности, связанной с продлением срока безопасной эксплуата-ции грузоподъемных кранов, отработавших назначенный срок службы.Результат оценки уровня безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений и тары, во многих случаях, был неудовлетворительный.
Действия специалистов и персонала предприятий, связанного с эксплуатацией грузозахват-ных приспособлений и тары до сих пор не имеют под собой обоснованного нормативного под-тверждения. Несколько пунктов в ранее действующих Правилах ПБ 10-382-00 и в созвучных им ПБ 10-157-97, ПБ 10-257-98, ПБ 10-611-03, касающихся эксплуатации грузозахватных приспособ-лений и тары, так и не создали на практике необходимых предпосылок для поддержания необхо-димого уровня их безопасности при эксплуатации.
Требования пунктов ранее действующих Правил о том, что осмотр съёмных грузозахватных приспособлений и тары должен производится по инструкции, разработанной специализированной организации, сводился на нет несуразной оговоркой, содержащейся в следующем за этим требованием предложении: «При отсутствии инструкции браковку стропов проводят в соответствии с приложением к Правилам». Как следует из этого, браковка грузозахватных приспособлений (кроме стропов) и тары ничем не регламентировалась, а инструкций, о которых говорится выше, эксплуатирующие организации у специализированных не спешили заказывать (раз допускалось их отсутствие).
Попытки создания нормативных (методических) документов, в которых тем или иным обра-зом была освещена тема эксплуатации и оценки работоспособности грузозахватных приспособле-ний и тары, все же были.В частности следует отметить РД 220-12-98 «Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары», РД 220-14-98 «Типовая инструкция по безопасной эксплуатации текстильных ленточных стропов», МДС 12-31.2007 «Методические рекомендации по техническому освидетельствование съемных грузоза-хватных приспособлений» (имеются в открытом доступе в сети интернет).
РД по шифром 220, согласованные с Госгортехнадзором России в декабре 1998 года, содер-жат общие сведения о грузозахватных приспособлениях, техническое описание некоторых конст-рукций, основные принципы проектирования, общие требования к их использованию и ремонту. Браковочные показатели приведены из соответствующего приложения к ПБ 10-14-92 и техниче-ских условий на текстильные стропы, предшествующих разработанному впоследствии ОАО "ВНИИПТМАШ» РД 24-СЗК-01-01.
Документ под шифром МДС 12-31.2007, как и РД 220-12-98, распространяется и на тару, но кон-кретные сведения о методах, условиях её освидетельствования, а также браковочные показателив данных документах отсутствуют.
В МДС приводятся сведения о сфере применения съемных грузозахватных приспособлений, общих требованиях к их изготовлению и использованию. По тексту документа имеются указания о том, что техническое освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений и тары должно проводиться согласно стандарта предприятия или другого нормативного документа.
Указанный в МДС порядок проверки технической документации предполагает, что грузоза-хватные приспособления, изготовленные собственными силами владельца, могут не иметь паспорта, что противоречит требованиям как отмененных, так и действующих нормативных документов. Даются указания о том, что:

  • выявленные в технической документации несоответствия (их отсутствие, неясности, ошибки в записях) устраняются;
  • осмотр и оценку технического состояния стропов производят согласно требованиям РД 10-33-93 и ГОСТ 25573-82;
  • осмотр и оценку технического состояния грузозахватных приспособлений производят по мето-дикам, разрабатываемым ИТР и утверждаемым главным инженером строительной организации;
  • испытания съемных грузозахватных приспособлений проводят по программам, составленным учетом указаний о величине статической и динамической нагрузках (25 и 10 % соответственно) при этом, в каких случаях следует их проводить не указывается.

Другие, менее известные документы, составленные в виде инструкций, в большинстве своем содержат описание устройства грузозахватных приспособлений, схемы строповки типовых грузов, а также требования к их изготовлению. Зачастую эти выдержки из учебных пособий для подготовки рабочих, учебников для ВУЗов и техникумов, Правил ПБ 10-382-00, ПОТ РМ 007-98, ГОСТов на стропы и тару, в том числе о их браковке согласно норм, применяемых при изготовлении.
Следует отметить, что фактически ни один из упомянутых выше документов, стропальщиками и специалистами, связанными с эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений и тары не используется. Одновременно необходимо признать, что для оценки работоспособности тары, не-смотря на указания ранее действующих Правил, не было разработано документов, отвечающих их требованиям, тем более, что определения, какую тару (конструкция, материал) при этом следует рассматривать, не приводилось.
Вопрос определения «судьбы» грузозахватных приспособлений и тары после отработки ими назначенного срока службы, до разработки ФНП, не поднимался ни «эксплуатантами», ни представителями Ростехнадзора, т.к. ввиду полного отсутствия какой-либо нормативной базовой основы, ответа никто и не пытался искать. То же самое относится и к «судьбе» используемых в работе текстильных стропов на полимерной основе после окончания гарантийного срока службы.
Ответы на поставленные выше вопросы, сформулированные в виде нормативных положений, нашли отражение в проекте национального стандарта, а именно:

  • изложенытребования по использованию грузозахватных приспособлений и тары в работе, в том числе в части безопасности при строповке грузов, а такжеспособов обвязки и зацепки грузов, включая крупнотоннажные контейнеры;
  • освещены вопросы транспортирования, технического обслуживания, ремонта, хранения и утили-зации съемных грузозахватных приспособлений и тары;
  • в развитие требований ФНП, установлен порядок проведения оценки работоспособности съем-ных грузозахватных приспособлений и грузовой тары, который должен осуществляться в виде осмотров, проводимых ответственными специалистами эксплуатирующей организации и обследований, проводимых экспертной организацией.

В проекте стандарта предлагается вариант для реализации пунктов ФНП, касающихся экс-плуатации грузозахватных приспособлений и тары, в частности:

  • для съемных грузозахватных приспособлений и грузовой тары, не имеющих в эксплуатацион-ных документах сведений о назначенном сроке безопасной эксплуатации (службы) устанавли-ваются сроки эксплуатации до первичного обследования с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации;
  • приводятся «пошаговые» указания по оценке работоспособности съемных грузозахватных при-способлений и грузовой тары, охватывая при этом организацию и условия оценки, состав работ и методы, проверку наличия и состояния технической документации, проверку наличия и состояния маркировки, проверку состояния металлоконструкций, стропов и гибких соединительных элементов других грузозахватных приспособлений, захватов и блоков, болтовых и шарнирных соединений, с указанием браковочных показателей.

В порядке позиции для обсуждения одного из вариантов реализации требований ФНП, публикуется (без примечаний и комментариев) таблица из проекта стандарта.
Таблица 1.
Сроки до проведения первичного обследования грузозахватных
приспособлений

Тип грузозахватного приспособления

Назначенный срок службы, лет*

А2-А3

А4-А5

А6-А8

Строп текстильный на полимерной основе, используемый для непосредственной обвязки груза

1**

0,5**

0,25**
Строп текстильный на полимерной основе, используемый для зацепки и (или) свободной укладки груза

3**

2**

1**

Строп текстильный на полимерной основе грузоподъемностью более 20 т, отнесенный к разряду редко используемых

5

Строп канатный кольцевой и петлевой грузоподъемностью до 10 т включительно, используемый для непосредственной обвязки груза

1,5**

1**

0,5**

Строп канатный кольцевой и петлевой, используемый для свободной укладки груза:
грузоподъемностью до 10 т включительно

4**

2**

1**

грузоподъемностью более 10 т

5

3**

1**

Строп канатный ветвевой грузоподъемностью до 10 т включительно

6

4**

2**

Строп канатный ветвевой грузоподъемностью более 10 т

8

5

2,5**

Строп цепной

10

8

4**

Захват зацепной, опорный и анкерный

10

8

4

Захват фрикционный

7

5

2,5

Грейфер

7

5

4

Траверса, оснащенная канатными ветвями***

8

5

4

Траверса, оснащенная цепными ветвями***

10

8

6

Траверса, не имеющая в составе гибких элементов

12

10

8

Траверса, не имеющая в составе гибких элементов, используемая с применением только автоматических средств зацепки, в т.ч. спредер

16

12

8

Редкоиспользуемые грузозахватные приспособления, за исключением оснащенных гибкими элементами (ветвями) из каната и текстильной ленты

20

** Обследование на предмет продления срока безопасной эксплуатации (установления нового назначенного срока службы) стропов данной категории не проводится. По истечению назначенного срока они изымаются из экс-плуатации и утилизируются в установленном порядке.

В связи с тем, что в отечественной логистике,являющейся частью глобальной логистической ин-фраструктуры, транспортировка и переработка значительной части грузов осуществляется с ис-пользованием крупнотоннажных контейнеров, в проекте стандарта конкретно освещены вопросы, связанные с их безопасной эксплуатацией.
Широкое применение полимерной (пластиковой) тары, перемещаемой вилочными захвата-ми, также не осталось без внимания,– в проекте стандарта приведены методы оценки работоспо-собности данного вида тары и браковочные показатели.
Ввиду особой важности, придаваемой аспекту, связанному с проведением испытаний, в проекте стандарта определены конкретные случаи, при которых съемные грузозахватные приспособления и грузовая тара подвергаются испытанию статической нагрузкой. Одновременно, достаточно развернутоотражены условия и методы испытаний траверс, грейферов и крупнотоннажных контейнеров.
В дополнение к терминологии, принятой в ФНП,применительно к тексту национального стандарта, в частности, даны определения следующим терминам:
браковка: Решение о невозможности использования в работе съемного грузозахватного приспособления или тары, основанное на оценке соответствия показателям, приведенным в руководстве по эксплуатации или настоящем стандарте, принятое и оформленное в установленном порядке ответственными специалистами эксплуатирующей организации или экспертной организацией.
грейфер моторный (грейфер): Съемное грузозахватное приспособление, у кото¬рого захва-том являются поворотные челюсти, приводимые в действие входящим в его комплект машинным приводом.
электромагнит грузовой (магнит): Съемное грузозахватное приспособление, предназна-ченное для грузов из ферромагнитных материалов, захватывание и удерживание которых осуще-ствляется посредством воздействия на них электромагнитного поля, образуемого при подаче на-пряжения на катушку, встроенную в несущий корпус, оснащенный гибкими соединительными элементами и звеном для навески на крюк крана.
Помимо основного предназначения, применение национального стандарта возможно в ка-честве методического пособия при разработке руководств по эксплуатации для проектируемых, и инструкций для используемых съемных грузозахватных приспособлений и тары, а также при составлении программ профессионального обучения стропальщиков и учебных программ подготовки специалистов в области эксплуатации грузоподъемных кранов, при этом он не отменяет указаний эксплуатационной документации, которой и необходимо руководствоваться, если в ней изложены более жесткие требования, чем в национальном стандарте.
Неопределенность в вопросе оценки работоспособности эксплуатируемых технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, как показывает практика, при-водит к принятию необоснованных решений по определению возможности их использования, а нередко к созданию условий для коррупционных отношений.Исходя из этого, авторами проекта национального стандарта преследуется цель – создать нормативный документ, понятный для ши-рокого круга пользователей, от рабочего до директора предприятия, где используются грузоза-хватные приспособления и тара, и чтобы его нахождение в бытовке стропальщиков и на столе главного инженера СМУ или эксперта было естественным и необходимым.

Комментарии закрыты.