Рекомендации по эксплуатации грузоподъемных кранов

Рекомендации по эксплуатации грузоподъемных кранов, которые продлят срок безопасной службы крана, обследование кранов.

Необходимость назначения рекомендаций по условиям использования г/п. кранов, эксплуатация которых предполагается за пределами нормативного срока службы, регламентирована Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, Положением о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств и, отчасти, методиками обследования.

Для кранов мостового типа назначаются рекомендации:

  • по выполнению мероприятий, направленных на ограничение нагружения элементов металлической конструкции крана (оснащение крана ограничителем грузоподъемности, приводами для более плавного регулирования скоростей и т.п.);
  • по разработке изменений (дополнений) к «Руководству (Инструкции) по эксплуатации крана», включая и требования к условиям, обеспечивающим продолжение эксплуатации;
  • по ограничению нижней предельной температуры рабочего состояния, предусмотренной паспортами для кранов, выпущенных начиная с 1971 года, металлоконструкции которых изготовлены из углеродистых сталей, разрешенных РД 24.090.52-90 для климатических районов размещения II5…II12 по ГОСТ 16350-80 (от умеренного до очень жаркого), то есть с минус 40°С до минус 20°С (в случае, если владелец крана не настаивает на получении заключения о возможности эксплуатации крана в паспортном режиме).
  • Аналогичное ограничение может быть применено в случаях, когда при ремонте металлоконструкций крана, изготовленного из низколегированных сталей и допущенного к эксплуатации в диапазоне от – 40°С до + 40°С, применены углеродистые стали без подтверждения соответствующих показателей ударной вязкости.

Примечания:
Для кранов, предназначенных для эксплуатации в климатических районах размещения II6-II12 по ГОСТ 16350-80, допускается нахождение в нерабочем состоянии без последующего переосвидетельствования при понижении температуры окружающего воздуха до нижнего предельного значения минус 30°С.
В данном случае уместно будет рекомендовать оснащать краны дополнительным прибором безопасности – сигнализатором предельной температуры СПТ-30.

  • Краны, не оборудованные ограничителями грузоподъемности, но по технологии выполняемых работ относящиеся к категории, подлежащей оснащению ОГП, рекомендуются к оснащению в сроки, согласованные с органами Ростехнадзора.
  • В процессе оценки остаточного ресурса по бальной системе при суммарном числе баллов от 5 до 10 включительно, в случае, когда имеются отдельные дефекты, оцененные не менее 3 баллов, грузоподъемность крана, как правило, должна быть снижена не менее чем на 25 % и кран переведен в более низкую режимную группу.
  • В случае если на кране, имеющем два механизма подъема, в период обследования отсутствовала необходимость в использовании одного из них (как правило, вспомогательного) и он находился в неработоспособном состоянии, комиссия должна назначить рекомендацию следующего содержания: «При необходимости использования вспомогательного/главного механизма подъема, до пуска в работу, последний должен быть подвергнут внеочередному техническому освидетельствованию с привлечением экспертной организации».
  • В случае если по техническому состоянию кранового пути или из других соображений безопасности, использование крана ограничено конкретным участком кранового пути, то необходимо в заключение включить рекомендацию об установке, согласно соответствующего проекта, тупиковых упоров, выключающей линейки или копира.
  • При экспертизе мостовых кранов пролетом 28,5 м и более, установленных на открытом воздухе и управляемых из кабины в заключение необходимо внести рекомендацию об оснащении их анемометром.
  • Мостовые краны с пролетом более 34.5 м, козловые краны с пролетом более 32 м, а также краны, транспортирующие опасные грузы, в обязательном порядке необходимо оснащать противоугонными устройствами (захватами) с дистанционным управлением. Этими же устройствами необходимо оснащать краны мостового типа любых параметров, у которых невозможен или затруднен непосредственный переход крановщика непосредственно от основания одной опоры к основанию другой опоры.
  • Для кранов, установленных на крановых путях, расположенных на высотной отметке свыше 20 м от уровня земли, помимо противоугонных захватов, необходимо рекомендовать установку доступных для обслуживания стопоров.
  • Для кранов с соотношением пролета к базе более 3:1 необходимо рекомендовать установку противоугонных захватов с двух сторон крана на обеих нитках кранового пути. Клещевые захваты, охватывающие с нижних сторон головку рельсы при стыковке рельсов с помощью накладок, рекомендуется устанавливать не менее двух на каждую сторону крана.
  • В общем случае следует рекомендовать подвергнуть реконструкции краны мостового типа, имеющие противоугонные системы с несамозатягивающимися захватами или с ненадежной фиксацией.
  • В целях повышения работоспособности сварных металлоконструкций кранов фактических групп классификации А5, рекомендуется назначить мероприятия по обеспечению снижения концентраций напряжений и уменьшения сварочных напряжений:
  1. в местах пересечения стыковых и угловых швов в растянутых элементах, усиление на конце швов следует снять на длине не менее 50 мм;
  2. кромки верхнего и нижнего поясов пролетных и концевых балок, а также кромки вертикальных стенок, не подвергаемые расплавлению, рекомендуется закруглить радиусом 2 ÷ 3 мм.

Для башенных кранов:

  • В отдельных случаях могут приводиться ограничения по изменению грузовых характеристик, сокращению периодичности ТО и Р, установлению и периодичности контроля за конкретными элементами. В обязательном порядке эти ограничения должны составляться при работе с группой классификации выше паспортной.
  • Одним из обязательных условий эксплуатации башенных кранов является браковка и замена не реже 1раза в 5 лет неподвижных или редкоперемещаемых по блокам канатов. Замена должна производиться независимо от числа обрывов проволок и других браковочных показателей. К таким канатам следует отнести канат нижней обоймы стрелового полиспаста и канат стрелового расчета башенных кранов с балочной стрелой и кранов-погрузчиков.
  • Для башенных кранов, подвергаемых повторному первому обследованию, должно быть назначено безоговорочное условие о необходимости выполнения капитально-восстановительного ремонта. В случае, если в процессе эксплуатации кран не подвергался капитальному ремонту, то данное условие назначается после первичного обследования.

Для стреловых кранов:

В отдельных случаях, когда усиления металлоконструкций проведены на поясах, стенках стрел или когда при ремонте проводилась правка основных элементов стрелы, кронштейнов поворотной платформы, щек аутригеров, выдвижных балок опор, проводилось усиление коробов выдвижных балок, мест крепления ОПУ и других ответственных элементов металлоконструкций крана, которые определяют безопасность крана после проведения подобных ремонтов, комиссия специализированной организации, проводившей обследование обязана принять решение по дальнейшей эксплуатации крана, например:

  • наметить мероприятия, повышающие безопасность эксплуатации;
  • обязать владельца крана ежегодно проводить полные технические освидетельствования*;
  • сократить вдвое сроки между очередными техническими обслуживаниями, предусмотренными системой планово-предупредительных ремонтов.

В случае, если на стреловом кране, имеющем сменное стреловое оборудование, в период обследования был смонтирован не весь имеющийся комплект, то экспертная организация должна внести в Акт рекомендацию о необходимости полного технического освидетельствования крана с привлечением экспертной организации, в случае дооборудования крана сборочными единицами сменного стрелового оборудования, не используемыми на кране в период обследования.

* Проведение данной процедуры силами Владельца крана в связи с введением в действие ПБ 10-382-00 признано неправомочным. Это отражено в ст. 9.3.21. ПБ 10-382-00 и в п. 5.1.2. ИТОс 22-01-01.

Общие рекомендации по условиям использования кранов, которым продляется срок безопасной эксплуатации

  • Для кранов, не подвергавшихся в течение нормативного срока службы периодическим капитальным ремонтам, за пределами нормативного срока службы – капитально-восстановительным ремонтам, - сроки между проведением очередных технических обслуживаний и текущих ремонтов, предусмотренных эксплуатационными документами, должны быть уменьшены на 50 %.
  • Необходимо устанавливать периодичность проведения владельцем крана частичных технических освидетельствований (ЧТОс) (не реже 1 раза в год). Для стационарных кранов групп классификации А1, в т.ч. отнесенных к категории редкоиспользуемых, А2 и А3, срок безопасной эксплуатации которых может продлеваться на 10 и 5 лет соответственно – кроме периодичности ЧТОс, дополнительно, необходимо устанавливать периодичность проведения экспертной организацией полного технического освидетельствования (ПТОс).
  • В случае выполнения на кране, отработавшем нормативный срок службы, ремонтов, реконструкций, замены элементов и других работ, вызывающих необходимость проведения полного технического освидетельствования, последнее необходимо рекомендовать проводить с привлечением экспертной организации.
  • Решение, принятое органами Ростехнадзора об отнесении кранов к категории редкоиспользуемых, необходимо фиксировать в Акте обследования как параметр, уточняющий условия использования, со ссылкой на № письма органа Ростехнадзора.
  • При необходимости наблюдения эксплуатирующим персоналом за состоянием дефектного узла, назначается периодичность его осмотра, контрольные геометрические числовые величины и действия персонала в случае дальнейшего увеличения параметров дефекта (например, когда остаточная деформация элемента находится в диапазоне между верхней и нижней граничными величинами).
  • В Актах обследования необходимо дублировать назначенные при предыдущих обследованиях обоснованные рекомендации по изменению паспортных данных и уточнению условий использования крана.
  • В виде рекомендаций необходимо приводить в Заключениях экспертизы основные указания информационных писем заводов-изготовителей кранов, проектных и головных организаций и органов Ростехнадзора, касающиеся данной модели (марки, типа) крана. Копия информационного письма, при необходимости, может быть включена в состав материалов экспертизы.

Бухарев Владимир Николаевич