Строительный надзор

Вопрос: Прошу разъяснить, какие нормативно-правовые акты и другие документы, кроме руководств (инструкций) по эксплуатации, обязывают владельца опасного производственного объекта (ОПО), на котором эксплуатируются подъемные сооружения (ПС), не подлежащие учету в Ростехнадзоре и отработавшие свой срок службы, проводить техническое диагностирование (ТД) этих ПС, чтобы обеспечить их безопасную эксплуатацию?
Ответ: На территории Российской Федерации действуют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП по ПС), утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992. Требования ФНП по ПС распространяются и на ПС, не подлежащие учету в органах Ростехнадзора (пп.З, 148 ФНП по ПС).
В вопросе допущено неправильное толкование действующих требований промышленной безопасности:
законодательством в области промышленной безопасности не установлены требования к владельцам ОПО (установлены требования к организациям, эксплуатирующим ОПО, и организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности), в преамбуле к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определено:
«Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права»;
исходя из требований п. 146 ФНП по ПС объекты, составляющими которых являются ПС, не подлежащие учету (при отсутствии других признаков опасности), не являются ОПО.
В последнем абзаце п. 148 ФНП по ПС установлено: «Ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, а также назначение ответственных лиц, обеспечивающих безопасную эксплуатацию таких ПС, возлагается на организацию, эксплуатирующую эти ПС. Порядок обслуживания и допуск к обслуживанию персонала ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливаются в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС».
На основании изложенного в силу того, что на подъемно-транспортное оборудование, грузоподъемные краны, приспособления для грузоподъемных операций распространяются требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (TP ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, при проведении технического диагностирования ПС, не подлежащих учету, должны соблюдаться требования, установленные TP ТС 010/2011, и требования, установленные в руководствах (инструкциях) по эксплуатации таких ПС.
Согласно п. 6 ФНП по ПС требования ФНП по ПС обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС, введенных в обращение до вступления в силу TP ТС 010/2011, а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» установлено, что государственный контроль (надзор) в отношении машин и оборудования (в том числе подъемно-транспортного оборудования, грузоподъемных кранов, приспособлений для грузоподъемных операций) и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования и изготовления осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Вопрос: По своей специфике ОАО «Архангельский морской торговый порт» занимается всеми грузовыми операциями, которые предусмотрены в морском порту, имеет 25 портальных кранов (грузоподъемность от 5 до 40 т), 4 контейнерных перегружателя (32 т), 3 автокрана (до 140 т) и более 50 погрузчиков (от 1,5 до 32 т). Конструкторский отдел порта разработал проект крановой траверсы грузоподъемностью 32 т. В 2002-2005 гг. в центральных ремонтных мастерских изготовили три траверсы. Проведены все испытания и на каждую выписаны паспорта. В эксплуатации они использовались не интенсивно, но освидетельствование проходили.
Прошу разъяснить, можно ли, согласно подпункту «в» п. 260 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП по ПС), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992, использовать данные траверсы в собственных целях после очередного освидетельствования без сертификата, имея только паспорт подъемного сооружения?
Ответ: При изготовлении подъемно-транспортного оборудования, грузоподъемных кранов, приспособлений для грузоподъемных операций, в том числе и траверс, должны соблюдаться требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (TP ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. №823. Согласно п. 1 статьи 7 TP ТС 010/2011 машины и (или) оборудование, изготовленные для собственных нужд их изготовителей, не подлежат подтверждению соответствия требованиям TP ТС 010/2011 (декларирование или сертификация не требуется).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» государственный контроль (надзор) в отношении машин и оборудования и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования и изготовления (в том числе грузоподъемных кранов, подъемно-транспортного оборудования, приспособлений для грузоподъемных операций) осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Эксплуатацию приспособлений для грузоподъемных операций, в том числе и траверс, речь о которых идет в обращении, должны осуществлять в соответствии с требованиями, установленными заводами-изготовителями в инструкциях, (руководствах) по эксплуатации данных приспособлений, и в соответствии с требованиями ФНП по ПС.
Вопрос: На предприятие в полувагонах поставляли листовой металлопрокат длиной от 3 до 12 м в пачках, а также рулонный металлопрокат.
При выгрузке металлопроката использовали стропы различных модификаций. Стропальщи­кам по несколько раз приходилось спускаться в полувагоны и покидать их, что создавало опре­деленные неудобства, терялось время на переме­щение стропальщиков. Выгрузка с применением строп обеспечивала безопасность работ.
Принято решение о необходимости выгрузки указанных видов металлопроката с использова­нием магнитов. При этом к магниту притягива­ются не одна или две пачки, а больше, удержива­ются они слабо, при выгрузке могут отцепиться и упасть, что создает угрозу безопасности рабо­тающему персоналу.
Прошу сообщить, какими нормативно-право­выми документами надо руководствоваться при выгрузке металлопроката из полувагонов с при­менением магнитов? Какие меры должны быть приняты для обеспечения безопасности работа­ющих? Допустимо ли для выгрузки металлопро­ката использовать магниты? Является ли руко­водство по эксплуатации магнитов юридическим документом, учитывая, что оно не утверждено приказом Ростехнадзора и не зарегистрировано в Минюсте России?
2. Для производства работ на высоте приме­няют автогидроподъемники, на которых уста­новлены люльки. Машинист (крановщик или опе­ратор) подъемника обучен, аттестован и имеет соответствующее удостоверение. Он в люльке поднимает, допустим, сварщика для выполнения сварочных работ. Должен ли быть обучен, ат­тестован и иметь удостоверение поднимаемый на высоту сварщик? Если да, то в качестве кого? Если нет, то почему.
Ответ: Согласно п. 102 Федеральных норм и пра­вил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производ­ственных объектов, на которых используют­ся подъемные сооружения» (далее — ФНП по ПС), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 погрузочно-разгру­зочные работы и складирование грузов с при­менением ПС на базах, складах, открытых пло­щадках в случаях, кроме случаев, указанных в п. 101 настоящих ФНП, должны выполняться по технологическим картам (ТК), разработанным в соответствии с требованиями пп. 159-167 ФНП по ПС. Ответственность за качество и со­ответствие требованиям промышленной без­опасности ТК несет ее разработчик. Эксплуа­тация ПС с отступлениями от требований ТК не допускается.
Пунктом 23 ФНП по ПС определено, что ор­ганизация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая опасный производственный объект (ОПО) с ПС (без выполнения собственны­ми службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имею­щихся в наличии ПС.
Ограничений по использованию магнитов при разгрузке полувагонов ФНП по ПС не уста­новлено.
2. В Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС) профессия рабочий люль­ки отсутствует, в связи с чем квалификационных требований к рабочим люльки не установлено.
В соответствии с п. 23 «з» ФНП по ПС орга­низация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС, должна устанавли­вать порядок допуска к самостоятельной работе на ПС персонала в соответствии с инструкциями ОПО (разработаны в организации, эксплуатиру­ющей ОПО) и контролировать его соблюдение.
Из изложенного следует, что порядок обуче­ния, аттестации, выдачи удостоверений и допу­ска к работе рабочих люльки устанавливает ор­ганизация самостоятельно с учетом требований руководств (инструкций) по эксплуатации подъ­емников, правил по охране труда и других отра­слевых правил или стандартов.
Вопрос: Организация (подрядчик) выполняет на объектах заказчика работы по ремонту котлоагрегатов, другого основного и вспомогательного оборудования теплоэлектростанций (ГЭС). В цехах ТЭС заказчиком (владельцем, эксплуатирующей организацией) стационарно установлены подъемные сооружения (ПС), на которые распространяются требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП по ПС), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533.
Прошу разъяснить, вправе ли организация-владелец, эксплуатирующая ПС, допускать к работе на своих ПС стропальщиков, машинистов кранов подрядной организации и при соблюдении каких условий? Кто при этом должен разрабатывать проект производства работ (ППР)?
Ответ: На территории Российской Федерации действуют ФНП по ПС, которыми не запрещено привлечение организациями к обслуживанию ПС персонала (машинисты кранов, подъемников; стропальщики и т.п.) других организаций, однако при этом должны соблюдаться требования ФНП по ПС, в том числе то, что работники опасных производственных объектов (ОПО), непосредственно занимающиеся эксплуатацией ПС, должны быть обученными и иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы (п. 26 «а» ФНП по ПС). Кроме того, в соответствии с п. 150 «б» ФНП по ПС эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.
В этих целях должен быть обеспечен в том числе порядок допуска к самостоятельной работе персонала с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указываются тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены; ФНП по ПС не установлена форма такого удостоверения (форма удостоверения на право самостоятельной работы устанавливается организацией, эксплуатирующей ПС). При этом в соответствии с п. 27 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-20-2007), утвержденного приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «0 порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», зарегистрированным Минюстом России 22 марта 2007 г., регистрационный № 9133, допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по организации.
Обслуживающий ПС персонал (машинисты кранов, подъемников; стропальщики и т.п.) других организаций, направленный для работы в организацию, эксплуатирующую ОПО с ПС, может проходить повторную проверку знаний производственных инструкций в комиссии организации, где персонал непосредственно осуществляет обслуживание ПС.
Согласно пп. 101 и 102 ФНП по ПС выполнение работ с применением ПС должно осуществляться по ППР и технологическим картам (ТК). Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР или ТК несет разработчик (эксплуатирующая или специализированная организация). Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР, ТК не допускается. Внесение изменений в ППР, ТК осуществляет разработчик.
Решения по обеспечению требований промышленной безопасности при эксплуатации ПС на объекте указываются в ППР, ТК организациями, их разработавшими. Принятые решения не должны противоречить требованиям ФНП по ПС.
В соответствии с п. 161 ФНП по ПС ППР, ТК утверждаются организацией, эксплуатирующей ПС, и выдаются на участки, где будут использованы ПС, до начала ведения работ.