Оформление решения о продлении эксплуатации технических устройств

Вопрос: В ОАО «ЗСМК» за год проводится более 300 экспертиз технических устройств, зданий и сооружений. И с годами количество только растет. Технические устройства проходят экспер­тизу уже не по одному разу. Сроки следующих экспертиз назначаются через 2-5 лет, при этом замечаний, вызывающих сомнение по обеспечению промышленной безопасности при дальней­шей эксплуатации, нет.
Из каких условий должна назначаться повторная экспертиза промышленной безопас­ности?
2. Существует два документа «Методические указания по обследованию грузоподъемных ма­шин с истекшим сроком службы». Часть 1. Общие положения (РД 10-112—96) и Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений (РД 10-397—01). В них есть различный подход к выполнению экспертизы (обследования).
Каким документом пользоваться?
Ответ: 1. Основания для назначения экспертизы промышленной безопасности (в том числе и повтор­ной) изложены в Положении о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484—02), утвержденном постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.02 № 43, зарегистрированным Минюстом России 05.08.02, регистрационный № 3665. При условии выполнения полного объ­ема работ в соответствии с п.22 вышеуказанного документа устанавливается срок эксплуатации технического устройства до прогнозируемого наступления предельного состояния, по достиже­нии которого оно должно быть выведено из эксплуатации. В этом случае повторную экспертизу промышленной безопасности назначать не целесообразно.
Если отсутствует возможность с необходимой достоверностью оценить срок эксплуата­ции технического устройства до прогнозируемого наступления предельного состояния, то в соответствии с п.10 ПБ 03-440—02 срок эксплуатации продлевается на период, в течение которого гарантированно не наступит предельное состояние технического устройства. Пос­ле этого периода назначается повторная экспертиза промышленной безопасности и проце­дуры могут повторяться до прогнозируемого наступления предельного состояния техничес­кого устройства.
При проведении экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений можно пользоваться Методическими указаниями по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения (РД 10-112—96), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 28.03.96 № 12, так как они включены в Перечень нормативных пра­вовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной служ­бы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01—2006). Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений (РД 10-397—01) отменено. Вместо него следует руководствоваться Положением по проведению экспертизы про­мышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъ­емные сооружения (РД 10-528—03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 04.03.03 № 5, зарегистрированным Минюстом России 28.03.03, регистрационный № 4345.

Вопрос: Мостовой кран грузоподъемностью 20т установлен в 1973 г. в формовочном цехе железобетонных конс­трукций, где поднимает и перемещает сантехкабины 2СК25Л (масса 3,2т после распалубки). В момент подъ­ема сантехкабина опирается (стоит) на поддон только нижней частью (подошвой). При проведении экспер­тизы промышленной безопасности ЗЛО «Союзинвест» на основании Основных требований безопасности к ограничителям грузоподъемности (ОГП) электрических мостовых и козловых кранов (РД 10-118—96) (и. 1.1 «ОГП должны снабжаться краны для выемки бетонных изделий из форм»). Однако ПБ 10-382—00 (п. 2.12.8), утвержденные позже РД 10-118—96, не ссылаются на него и не требуют обязательной установ­ки ОГП на мостовой кран. По технологии производства, разработанной еще в 70-е годы прошлого столе­тия, перегрузка крана при подъеме сантехкабины исключена.
Правомочна ли экспертная организация требовать установки ОГП на мостовой кран?
Ответ: В полномочия экспертной организации не входит функция требовать от эксплуатирующей организа­ции установки приборов безопасности. На мостовой кран, работающий в формовочном цехе железобетон­ных конструкций, ограничитель грузоподъемности может не устанавливаться, если по технологии произ­водства исключена перегрузка крана, что должно быть подтверждено расчетом и получением разрешения территориального органа Ростехнадзора.

Вопрос: Прошу разъяснить п.9.2.2 «г» Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00): «Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах Ростехнадзо­ра, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:
г) после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций с применением сварки».
Расшифруйте слова «с применением сварки», относятся ли они к сварке металлоконструкций или уз­лов без их замены?
Стреловому автокрану, отработавшему нормативный срок эксплуатации, была проведена экспертной организацией экспертиза промышленной безопасности для решения вопроса его дальнейшей эксплуата­ции. В процессе проведения экспертизы промышленной безопасности в раме крана была обнаружена тре­щина в базовой конструкции. Трещина устранена специализированной организацией с применением свар­ки (наложением шва) без замены металлоконструкции.
Экспертная организация выдала положительное заключение, а также получила соответствующее ре­шение Ростехнадзора по данному заключению.
Нужно ли для разрешения пуска крана в эксплуатацию приглашать инспектора Ростехнадзора или раз­решение может выдать инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии (пп. 9.3.21,9.3.28 Правил)?
Ответ: В данном случае разрешения Ростехнадзора не требуется, а разрешение на пуск в работу может выдать инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном со­стоянии, с записью в паспорте крана п. 3.2.4 ПБ 10-382—00.

Вопрос: В нашей организации в механическом цехе установлен мостовой кран грузоподъ­емностью 10т, управляемый из кабины и передвигающийся по подкрановым путям.
Прошу разъяснить, является ли данный кран стационарным, какими документами нужно руководствоваться, чтобы это подтвердить, распространяются ли на него требо­вания Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов» от 27.07.97 № 116-ФЗ, Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России (РД 03-444—02), и Общих правил промышленной безопасности для орга­низаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ПБ 03-517—02)?
Относится ли здание (цех), где установлен вышеуказанный кран, к опасным производственным объектам, предъявляются ли дополнительные требования к оформлению технической документации на это здание (цех), если это здание построено в 1980 г., а федеральный закон № 116-ФЗ принят в 1997 г.? Какую документацию необходимо оформить и иметь при эксплуатации данного здания (цеха)?
Ответ: Мостовые краны, на которые распространяется п.1.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузо­подъемных кранов (ПБ 10-382—00), относятся к опасным производственным объектам, здания и сооружения, по крановым путям которых ходят эти краны, также входят в состав опасного производственного объекта и подпа­дают под действие Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27.07.97 № 116-ФЗ. Приказом Ростехнадзора от 29.01.07 № 37 введено Положение об организации деятельно­сти аттестационных комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, все лица, указанные в п.9.4 ПБ 10-382—00, должны быть аттестованы в соответствии с этим Положением.

Вопрос: В утвержденном заключении экспертизы ПБ на оборудование (кран стреловой автомобиль­ный, подъемник автомобильный гидравлический) с истекшим сроком эксплуатации, указано: «Проведение следующей экспертизы выполнить не позднее января месяца 2008 г.» На основа­нии этого в бюджете предприятия были запланированы средства на проведение очередной экс­пертизы (январь 2008 г.). С января 2008 г. экспертная организация совместно с представителя­ми эксплуатирующей организации приступили к процессу экспертизы, и 17 апрели 2008 г. подготовленное заключение экспертизы, утвержденное руководителем экспертной организации, направлено в Ростехнадзор на рассмотрение. При посещении предприятия инспектором Рос­технадзора вышеназванное оборудование было остановлено с формулировкой: «Отсутствует экспертиза промышленной безопасности на возможность дальнейшей эксплуатации с января 2008 г., статья 9.3.21 ПБ 10-382—00 и статья 4.3.19 ПБ 10-611—03 Правил устройства и безо­пасной эксплуатации подъемников (вышек)». Инспектору были представлены следующие до­кументы: договор с экспертной организацией и утвержденным графиком проведения экспер­тиз ПБ, перечень согласованных и выполненных мероприятий к процессу экспертизы, приказ по предприятию о создании комиссии на проведение вышеназванных работ, акт выполненных работ, письмо о направлении заключения со штампом регистрации входящих документов Рос­технадзора.
Являются действия инспектора правомерными по остановке оборудования или нет?
Если действия инспектора правомерны, то возникает следующий вопрос — какой срок не­обходимо учитывать при планировании очередных экспертиз, чтобы получить утвержденное заключение экспертизы на дату завершения действия предыдущей?
Если согласно Положению о проведении экспертизы промышленной безопасности в уголь­ной промышленности (РД 05-432—02), § 17.4. Срок проведения экспертизы определяется слож­ностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения ком­плекта необходимых материалов и документов в полном объеме, в соответствии с действую­щей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.
§ 23. Заключение экспертизы представляется на рассмотрение и утверждение в Госгортехнадзор России или его территориальный орган экспертной организацией с сопроводительным письмом не позднее одного месяца с момента его подписания руководителем экспертной орга­низации.
§ 24. Срок утверждения (или принятия решения об отказе в утверждении) заключения экс­пертизы не должен превышать 30 дней со дня поступления заключения экспертизы.
При необходимости более детального изучения вопроса или получении дополнительной ин­формации этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней решением заместителя терри­ториального органа, начальника Госгортехнадзора России или его заместителей.
Примечание. Предыдущая экспертиза по автомобильному крану проведена в январе 2006 г., заключение направлено в Ростехнадзор 17 апреля 2006 г., которое было утверждено и зареги­стрировано в Ростехнадзоре 25 сентября 2006 г.; предыдущая экспертиза по автомобильно­му подъемнику проведена в январе 2007 г., заключение направлено в Ростехнадзор 6 февраля 2007 г., утверждено и зарегистрировано в Ростехнадзоре 27 марта 2007 г.
Ответ: В соответствии с п.5 статьи 7 и п.1 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безо­пасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте (ОПО), в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установ­ленном порядке. Согласно п.5 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (в настоящее время Ростехнадзором).
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что организация, эксплу­атирующая ОПО, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и техни­ческих устройств, применяемых на ОПО, в конкретные сроки и по предъявляемому в установ­ленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промыш­ленной безопасности, или его территориального органа.
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) (как уже отмечалось в предыдущем ответе) и Правила устройства и безопасной эксплуатации подъ­емников (вышек) (ПБ 10-611—03), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.03 № 87, зарегистрированным Минюстом России 18.06.03, регистрационный № 4717, обя­зательны для исполнения всеми руководящими работниками и ответственными специалистами организаций, занимающихся проектированием, изготовлением, реконструкцией, ремонтом, мон­тажом, эксплуатацией и диагностированием кранов и подъемников, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 9.3.21 ПБ 10-382—00 и п. 4.3.19 ПБ 10-611—03 краны и подъемники — технические устройства ОПО, отработавшие срок службы, должны быть подвергнуты эксперт­ному обследованию (диагностированию).
На основании п. 2.2 Типовой инструкции для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (РД 10-40 — 93), утверж­денной постановлением Госгортехнадзора Росси и от 26.11.93 № 42 с Изменениями № 1 [РДИ 10-388(40)—00)], инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплу­атацией грузоподъемных машин должен запретить их использование, если при проверке он установил, что истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей нормативный срок службы; отсутству­ют, утеряны паспорт грузоподъемной машины или сведения о ее регистрации в органах Госгортехнадзора России.
На основании вышеизложенного и учитывая то, что заключение экспертизы промышленной безопасности грузоподъемной машины в обязательном порядке должно быть приложено к ее па­спорту, грузоподъемная машина, отработавшая срок службы, не должна допускаться к эксплу­атации до получения утвержденного положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, т.е. требования инспектора о выводе из эксплуатации грузоподъемной машины, речь о которой идет в письме читателя, обоснованы.
В отношении планирования работ по проведению экспертизы промышленной безопасности грузоподъемной машины (ее диагностированию), отработавшей срок службы, владельцу необ­ходимо учитывать следующее.
Утвержденное положительное заключение экспертизы промышленной безопасности гру­зоподъемной машины должно быть получено владельцем ранее наступления окончания ее срока службы или наступления срока службы, продленного при предыдущем диагностиро­вании.
Пунктом 4.2.4 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246—98), с Изменением № 1 [ПБИ 03-490(246)—02], утверждены постановлением Госгортехнадзора Рос­сии от 06.11.98 № 64, от 01.08.02 № 48, зарегистрированным Минюстом России 08.12.98, регистрационный № 1656; 23.08.02, регистрационный № 3720, установлено, что срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех меся­цев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.
В соответствии с п. 3.1 Положения о порядке утверждения заключений экспертизы промыш­ленной безопасности (РД 03-298—99), с Изменением № 1 [РДИ 03-530(298)—03], утвержденные постановлениями Госгортехнадзора России от 14.07.99 № 51, от 09.04.03 № 12, срок утвержде­ния (или принятия решения об отказе в утверждении) заключения экспертизы не должен превышать 30 дней со дня его поступления на утверждение, однако в случае необходимости допол­нительного изучения вопроса или получения дополнительной информации этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
Кроме того, владельцу грузоподъемной машины, отработавшей срок службы, необходимо знать, что в результате проведения экспертизы промышленной безопасности грузоподъемной машины (ее диагностирования) может быть выявлено, что грузоподъемная машина должна быть подвергнута до начала эксплуатации обязательному ремонту или вообще не пригодна для дальнейшей эксплуатации (наступление предельного состояния).

Вопрос: В 2006 г. инспектором Ростехнадзора было проведено обследование стрелово­го крана на гусеничном ходу, по результатам которого, из-за выявленных наруше­ний требований безопасности, в том числе непроведения очередного обследования крана с истекшим сроком службы, владельцу выдано предписание с требованием устранения нарушений и предъявления крана контрольной проверке инспектору до возобновления работ. Очевидно, данное предписание означает не только недо­пустимость дальнейшей эксплуатации крана, но и предполагает вывод его из экс­плуатации до контрольной проверки. В 2007 г. также проведено обследование данного крана экспертной организацией, по результатам которой, в соответствии с п. 5 Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производствен­ных объектах (РД 03-484—02), принято решение о необходимости проведения полнокомплектного ремонта крана. На основании заключения экспертизы о необходимости проведения ремонта, владельцем кра­на, повторным приказом (в дополнение к предписанию инспектора) была подтверждена невозможность дальнейшей эксплуатации крана.
Просим разъяснить, необходимо ли выводы комиссии о ремонте крана (один из шести возможных вари­антов принятия решений по РД 03-484—02) дополнить разъяснением о недопустимости его эксплуатации.
Надо ли сообщать территориальному органу Ростехнадзора о результатах экспертизы крана, не под­лежащего эксплуатации в связи с вышеизложенными обстоятельствами?
Ответ: 1. В соответствии с п. 5 статьи 7 и п. 1 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте (ОПО), в процессе эксплу­атации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке. Согласно п. 5 ста­тьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ порядок осуществления экспертизы промышленной безопасно­сти и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (в настоящее вре­мя — Ростехнадзор).
2. Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что организация, эксплуатирую­щая ОПО, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, приме­няемых на ОПО, в определенные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию фе­дерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориаль­ного органа.
3. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПВ 10-382—00), утверж­денные постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.98 № 98 (не нуждаются в государственной ре­гистрации, письмо Минюста России 17.08.2000 № 6884-ЭР), обязательны для исполнения всеми руково­дящими работниками и ответственными специалистами организаций, занимающихся проектированием, изготовлением, реконструкцией, ремонтом, монтажом, эксплуатацией и диагностированием независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимате­лями.
4. В соответствии с п. 9.3.21 ПБ 10-382—00 краны (являются техническими устройствами ОПО), отра­ботавшие срок службы, должны быть подвергнуты экспертному обследованию (диагностированию).
5. Экспертное обследование (диагностирование) кранов, отработавших срок службы, проводится в со­ответствии со следующими документами:
Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246—98), с Изменением № 1 (ПБИ 03-490(246)—02], утвержденные постановлениями Госгортехнадзора России от 06.11.98 № 64, от 01.08.02 № 48, зарегистрированными Минюстом России 08.12.98, регистрационный № 1656; 23.08.02, регистрационный № 3720.
Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудова­ния и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484—02), утвержденное постановле­нием Госгортехнадзора России от 09.07.02 № 43, зарегистрированным Минюстом России 05.08.02, реги­страционный № 3665).
Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объ­ектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528—03), утвержденное постановлени­ем Госгортехнадзора России от 04.03.03 № 5, зарегистрированным Минюстом России 28.03.03, регистра­ционный № 4345.
6. На основании п.2.2 Типовой инструкции для инженерно-технических работников по надзору за безо­пасной эксплуатацией грузоподъемных машин (РД 10-40—93), с Изменениями № 1 [РДИ 10-388(40)—00], утвержденными постановлениями Госгортехнадзора России от 26.11.93 № 42, от 06.10.2000 № 59, инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что истек срок технического освидетель­ствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей норматив­ный срок службы.
На основании вышеизложенного грузоподъемная машина, отработавшая срок службы, не должна до­пускаться к эксплуатации до получения утвержденного положительного заключения экспертизы про­мышленной безопасности, т.е. требования инспектора о выводе из эксплуатации грузоподъемной маши­ны обоснованы.
7. В соответствии с п.28 РД 03-484—02, если по результатам технического диагностирования установ­лено, что технический объект находится в состоянии, опасном для дальнейшей эксплуатации, информа­ция об этом экспертной организацией направляется в территориальный орган Ростехнадзора.
Кроме того, в соответствии с п.4.4.5 ПБ 03-246—98, в случае принятия решения о выдаче отрицатель­ного заключения экспертизы, заказчику должны быть представлены обоснованные выводы, в том числе о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований про­мышленной безопасности, т.е. действия экспертной организации обоснованы.

Вопрос: Существующие официальные методики расчета остаточного ресурса грузоподъем­ных кранов, отработавших нормативный срок службы, учитывают историю нагружения кранов ориентировочно, так как на старых кранах не устанавливались регистра­торы параметров. В тот или иной расчет вводятся данные из справок об использовании кранов, составленных на предприятии. По результатам произведенного расчета требу­ется, например, списать мостовой кран до 2012 г. Но, если пролетные балки крана со­хранили строительный подъем, если нет усталостных трещин в основных сечениях не­сущих металлоконструкций, нет уменьшения площади поперечного сечения в результа­те коррозии, то следует, что кран еще может находиться в работоспособном состоянии и выполнять свои функ­ции. Рекомендации о «повторном расчете остаточного ресурса» или о «капитально-восстановительном ремонте крана», выдаваемые некоторыми экспертными организациями, представляются нам не совсем корректными. При каких условиях возможно продолжение эксплуатации подобного крана?
Вопрос весьма актуален в условиях сложного решения вопросов финансирования обновления устаревшего парка грузоподъемных механизмов металлургических предприятий.
Ответ: 1. Вопросы качества выполнения работ по экспертизе промышленной безопасности для определения пригодно­сти дальнейшей эксплуатации грузоподъемных кранов зависят от многих факторов, в том числе от квалификации экспертов и специалистов экспертной организации, участвующих в процессе проведения экспертизы; от полноты и достоверности сведений, представляемых владельцем или организацией, эксплуатирующей грузоподъемный кран.
2. Работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации проводятся в соответствии с Порядком продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденным приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195, заре­гистрированным Минюстом России 28.09.2009, регистрационный № 14894.
3. Решение о замене крана или проведении работ по определению его пригодности к дальнейшей эксплуата­ции с выполнением соответствующих ремонтных работ принимается его владельцем.

Вопрос: Прошу разъяснить, требуется ли экспертиза промышленной безопасности проектов производства работ при проведении ремонтных работ с использованием грузоподъемных кранов. Правила устройс­тва и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) не предусматривают проведе­ние экспертизы проектов производства работ кранами?
Ответ: Согласно п.3.2.1 Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528—03), деятельность по проведению экспертизы включает проведение экспертизы проектов производства работ кранами.

Вопрос: Прошу Вас разъяснить порядок применения Методических рекомендаций по экспертно­му обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные (РД 10-112-2—09), разработанных ООО «НИИ Краностроения», вышедших в дополнение к Рекомендациям по экспертному обследованию грузо­подъемных машин. Общие положения (РД 10-112-1—04) и взамен Методических указаний по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 2. Краны стреловые самоходные общего назначения (РД 10-112-2—97), Дополнения к методическим указаниям по экспертному обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Краны стре­ловые общего назначения (РД 10-112-2—02Д) н Методических указаний по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения (РД 10-112—96), которые последнее время использовались согласно письму Ростехнадзора от 31.10.07 № 09-10/2237 в качестве рекомендательных документов при подготовке экспертных заключений. Обязателен ли к исполнению РД 10-112-2—09 или он также имеет рекомендательный характер, так как официального сообщения о его вступлении в силу не поступало?
Ответ: При проведении работ по экспертизе промышленной безопасности опасных производственных объектов, на кото­рых используются грузоподъемные машины, необходимо руководствоваться следующими документами:
Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246—98), с Изменением № 1 (ПБИ 03-490(246)—02), утвержденными постановлениями Госгортехнадзора России соответственно от 06.11.1998 № 64 и от 01.08.2002 № 48, зарегистрированными Минюстом России 08.12.1998, регистрационный № 1656, и 23.08.2002, ре­гистрационный № 3720;
Положением по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528—03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 04.03.2003 № 5, зарегистрированным Минюстом России 28.03.2003, регистрационный № 4345;
Порядком продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опас­ных производственных объектах, утвержденным приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195, зарегистриро­ванным Минюстом России 28.09.2009, регистрационный № 14894;
Положением о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности (РД 03-298—99), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 14.07.1999 № 51.
При этом сообщаем, что Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы (РД 10-112—96), включающие части с 1 по 11 по видам грузоподъемных кранов, пересматриваются их раз­работчиками и переиздаются.
Например, ООО «НИИ Краностроения» изданы Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны манипуляторы грузоподъемные (РД 10-112-2—09). Взамен Методических указаний по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения (РД 10-112—96) изданы Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъ­емных машин. Общие положения (РД 10-112-1—04).
Действующие части РД 10-112—96, РД 10-112-1—04 и РД 10-112-2—09 могут быть использованы при обследо­вании грузоподъемных машин в качестве рекомендательных документов при подготовке экспертных заключений, программ и технологических карт обследования.

Вопрос: 1. Необходимо ли подвергать процедурам экспертизы и согласования с органами Ростехнадзора технические условия на ремонт, реконструкцию (модернизацию) и мон­таж подъемных сооружений с применением сварки, разработанные организациями, производящими эти работы, либо им можно воспользоваться техническими условия­ми, разработанными головными организациями по краностроению и согласованны­ми с органами Ростехнадзора?
Как часто должны пересматриваться эти технические условия?
2. В соответствии с п.3.1 Инструкции по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606—03) визуальный и измерительный контроль (ВИК) материала и сварных соединений проводят на стадии оценки состояния материала и сварных соединений в процессе эксплуатации технических устройств и сооружений. Означает ли это, что при проведении технического освидетельствова­ния грузоподъемных машин (ГМП), не отработавших нормативного срока службы, должен быть проведен ВИК основного металла и сварных соединений несущих металлоконструкций ГПМ специалистами, аттестованны­ми в соответствии с Правилами аттестации персонала в области неразрушающего контроля (ПБ 03-440—02) с оформлением акта установленной РД 03-606—03 формы?
Кто может выступать в качестве таких специалистов: инженерно-технические работники, ответственные за содержание ГПМ в исправном состоянии; специалисты по ВИК лабораторий неразрушающего контроля ор­ганизаций — владельцев ГПМ; специалисты сторонних организаций?
Ответ: 1. Пунктами 3.2.2 и 3.2.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) определено:
реконструкция и ремонт кранов должны проводиться по проекту и техническим условиям, разработанным предприятиями-изготовителями или специализированными организациями;
организация, проводящая ремонт, реконструкцию и монтаж с применением сварки, должна иметь техни­ческие условия, содержащие указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, нормах браковки сварных соединений и порядке приемки отдельных узлов и готовых изде­лий, а также о порядке оформления эксплуатационной документации.
При изготовлении грузоподъемных машин п.3.4 Рекомендаций по проведению испытаний грузоподъем­ных машин (РД 10-525—03), утвержденных приказом Госгортехнадзора России от 19 февраля 2003 г. № 27 (введены в действие с 1 марта 2003 г.), определено, что приемочная комиссия в процессе приемочных испыта­ний машины согласовывает проект технических условий, которые после этого считаются принятыми для вы­пуска по ним серийной продукции.
Проведение экспертизы промышленной безопасности технических условий на ремонт, реконструкцию, из­готовление грузоподъемных машин не обязательно. При изменении условий (смена технологий, применяемых материалов, оборудования и т.п.) ремонта, реконструкции, изготовления грузоподъемных машин технические условия должны быть пересмотрены.
2. На грузоподъемные машины (грузоподъемные краны, краны-манипуляторы, краны-трубоукладчики, подъемники (вышки) (далее — ГПМ) распространяются соответственно требования: Правил устройства и без­опасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00); Правил устройства и безопасной эксплуата­ции грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257—98); Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157—97), с изменением № 1 (ПБИ 10-371(157)—00); Правил устройства и без­опасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611—03) (далее — Правила).
Объем технического освидетельствования грузоподъемной машины, не отработавшей нормативный срок службы, осуществляется в соответствии с требованиями Правил. Обязательное проведение ВИК в соответствии с Инструкцией по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606—03) Правилами не предусматривает­ся. Перечень лиц, проводящих техническое освидетельствование ГПМ, и требования к их обучению и аттеста­ции определены Правилами.

Вопрос: Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) не содержат требова­ния проведения комплексного обследования и паспортизации кранового пути, при этом существует документ «Ком­плексное обследование крановых путей грузоподъемных механизмов» (РД 10-138—97).
Прошу разъяснить, требуется ли проведение комплексного обследования кранового пути мостовых кранов с со­ставлением паспортов согласно РД 10-138—97 (с изменением № 1) при наличии на предприятии: паспорта и про­ектной документации на здание, где эксплуатируется кран; паспорта грузоподъемного крана; заключения экспер­тизы промышленной безопасности здания, куда входит раздел по обследованию подкрановых балок, колонн и фун­даментов; заключения экспертизы промышленной безопасности крана с обследованием кранового пути (рельсы, скрепления и т.д.); журнала осмотров и ремонтов кранового пути; результатов проведения инструментальных про­верок кранового пути, в том числе с применением геодезических приборов?
Ответ: При эксплуатации крановых путей мостовых кранов кроме Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) необходимо руководствоваться документом «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин» (РД 10-138—97), с изменением № 1 (РДИ 10-349(138)—00), утвержденными постановлениями Госгортехнадзора России от 28 марта 1997 г. № 14 и от 30 марта 2000 г. № 12 (далее — РД 10-138—97)
В соответствии с подпунктом 5 п.6.2 РД 10-138—97 проектная документация и паспорт должны быть откорректированы по результатам обследования и приведены в соответствие с данными, отражающими фактическое состояние рельсового кранового пути (в том числе результаты проведенных реконструкций). При отсутствии исходной проектной документации или паспорта кранового пути организация, проводящая обследование (либо иная специализированная организация), вносит соответствующие изменения или составляет новый паспорт.

Вопрос: 1. Вопрос касается исключительно траверсов, клещей и других захватов. Пункт 9.4.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кра­нов (ПБ 10-382—00) гласит: «...назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары...», а в п. 9.5.13 ПБ 10-382—00 указано: «Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:
...в) обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными грузо­захватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов...»
Пункт 9.3.25 ПБ 10-382—00 обязывает проводить осмотр траверсов, клещей и других захватов каж­дый месяц. А насчет их браковки нигде нет никаких упоминаний.
Прошу разъяснить, какими нормативными документами следует руководствоваться при браковке траверсов, клещей и других захватов?
Согласно п. 9.4.2 ПБ 10-382—00 ответственность за грузозахватные приспособления возложена на инженерно-технического работника (ИТР), но при этом лицо, ответственное за содержание грузоподъ­емных механизмов (ГПМ) в исправном состоянии, не несет ответственности за исправность траверсов, клещей и других захватов.
Следует ли из этого, что траверсы, клещи и другие захваты скорее всего ремонту не подлежат?
Более того, в ПБ 10-382—00, кроме указанных пунктов, никаких требований к траверсам, клещам и другим захватам нет. Руководящие документы по траверсам, клещам и другим захватам я не нашел. Ка­кими требованиями необходимо руководствоваться при проверке траверсов, клещей и других захватов? Должны ли они иметь паспорта соответствия? Кто должен изготавливать траверсы, клещи и другие за­хваты — специализированная организация, имеющая разрешение на подобный род деятельности, или же можно не иметь разрешения, и любой цех вправе их изготавливать? Если так, то предъявляются ли какие-либо требования к материалам, сварочному оборудованию, сварщикам? Если в паспорте указан срок эксплуатации, и он истек, каким образом можно продлить дальнейшую эксплуатацию: через экс­пертизу промышленной безопасности или техническое диагностирование? Кто должен маркировать и испытывать траверсы, клещи и другие захваты? Какой должен быть срок между очередными испыта­ниями? Есть ли иные методы продления срока эксплуатации или можно продлить его после истечения нормативного срока эксплуатации и без оформления документов?
2. Согласно п. 9.4.2 ПБ 10-382—00 ответственность за тару возложена на ИТР, но при этом лицо, от­ветственное за содержание ГПМ в исправном состоянии, не несет ответственности за исправность тары. Следует ли из этого, что тары скорее всего ремонту не подлежат?
Более того, в ПБ 10-382—00, кроме указанных пунктов, никаких требований к таре нет. Руководя­щие документы по таре я не нашел. Какими требованиями необходимо руководствоваться при провер­ке тары: железной, деревянной (например, подставка под двигатели для транспортирования к месту на­значения) и т.д.? Должна ли она иметь паспорта соответствия? Кто должен изготавливать тару — специализированная организация, имеющая лицензию на подобный род деятельности, или же можно не иметь лицензии, и любой цех вправе ее изготавливать? Если в паспорте указан срок эксплуатации, и он истек, каким образом можно продлить дальнейшую эксплуатацию: через экспертизу промышленной безопасности или техническое диагностирование? Кто должен маркировать и испытывать тару? Какой должен быть срок между очередными испытаниями? Есть ли иные методы продления срока эксплуата­ции или можно продлить его после истечения нормативного срока эксплуатации и без оформления до­кументов? Как быть, если произошел несчастный случай при эксплуатации отработавшей норматив­ный срок службы тары? Относится ли вообще тара к опасным производственным объектам (ОПО) или к техническим устройствам ОПО?
Следует учитывать, что тара используется не только при погрузочно-разгрузочных работах ГПМ, но и для погрузки электропогрузчиками и иными способами. Может быть за тару должны отвечать не по линии промышленной безопасности, а по линии охраны труда или безопасности дорожного движения?
Ответ: 1. Согласно п.6 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной без­опасности опасных производственных объектов» применение технических устройств на опасных произ­водственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Разрешение на применение съемных грузозахватных приспособлений (траверс, клещей и других за­хватов) выдается Ростехнадзором в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных произ­водственных объектах, утвержденным приказом Ростехнадзора от 29 февраля 2008 г. № 112, зарегистри­рованным Минюстом России 19 марта 2008 г., регистрационный № 11363 (далее — Регламент).
Пунктом 28 Регламента определено, что для получения разрешения на применение съемного грузо­захватного приспособления сопроводительная документация должна включать, в том числе, технические условия, руководство по эксплуатации и паспорт.
На основании п.3.1.7 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) в технических условиях на изготовление наряду с другими указаниями должны быть предусмо­трены требования по контролю качества сварки и браковочные показатели с учетом настоящих Правил и других нормативных документов, порядок приемки узлов и готового изделия, а также сведения о при­меняемых для изготовления металлах и сварочных материалах.
Пунктом 3.1.18 ПБ 10-382—00 предусмотрено, что руководство по эксплуатации должно быть разра­ботано в соответствии с требованиями настоящих Правил и ГОСТ 2.601. В руководстве по эксплуатации наряду с другими требованиями должны быть указаны:
периодичность и перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту узлов и механизмов;
возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;
перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ;
порядок проведения технического освидетельствования;
нормы браковки канатов;
критерии предельного состояния для отправки в капитальный ремонт; срок службы;
другие указания по обслуживанию и эксплуатации с учетом специфики конструкции.
Согласно п.3.1.24 ПБ 10-382—00 грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) — на предприятии, на котором они ремонтировались.
Продление срока эксплуатации проводится в соответствии с Порядком продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объек­тах, утвержденным приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 195, зарегистрированным Ми­нюстом России 28 сентября 2009 г., регистрационный № 14894.
Пунктом 9.4.3 ПБ 10-382—00 установлено, что для осуществления надзора за безопасной эксплу­атацией кранов (крановых путей и грузозахватных приспособлений) владелец должен назначить ин­женерно-технических работников после обучения и проверки знания ими настоящих Правил, должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслужи­вающего персонала экзаменационной комиссией с участием инспектора Ростехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения. Численность службы надзора и ее структура должны определять­ся владельцем кранов с учетом их количества, условий эксплуатации и письменно согласовываться с органами Ростехнадзора. Обязанности ответственных специалистов устанавливаются в должност­ных инструкциях.
2. Согласно п.9.4.3 ПБ 10-382—00 для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов (крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары) владелец должен назначить инженерно-тех­нических работников после обучения и проверки знания ими настоящих Правил, должностных инструк­ций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала экзаменационной комиссией с участием инспектора Ростехнадзора и выдачи им соответствующего удо­стоверения. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем кранов с уче­том их количества, условий эксплуатации и письменно согласовываться с органами Ростехнадзора. Обязанности ответственных специалистов устанавливаются в должностных инструкциях.
В соответствии с п.3.1.23 изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производить­ся в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения свар­ки в проектной документации должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.
Иных требований промышленной безопасности в части изготовления и ремонта, предъявляемых к таре, не предусмотрено.

Вопрос: Прошу разъяснить, когда необходимо проводить экспертизу промышленной безо­пасности грузоподъемных механизмов (кран мостовой 10т) в процессе эксплуатации?
Ответ: В соответствии с требованиями п.9.3.21 Правил устройства и безопасной эксплуата­ции грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию), вклю­чая полное техническое освидетельствование, проводимому специализированными организациями в соответ­ствии с нормативными документами. Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, обо­рудования и сооружений на опасных производственных объектах, в том числе и кранов мостовых грузоподъемностью 10т, осуществляется в соответствии с требованиями Порядка продления срока безопасной эксплуа­тации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 195.
Кроме того, при расследовании причин аварии в соответствии с п.2.10 Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 191, комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлечь к расследованию причин аварии экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.
Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии образуются экспертные группы, заключения которых прилагаются к акту расследования.

Вопрос: Во время внутренней проверки на одном из наших предприятий проверяющий сделал замечание: «По результатам проведенных экспертиз промышленной безопасности оборудования, механизмов, выработав­ших нормативный срок эксплуатации, Обществом не принимаются решения по продолжению его эксплу­атации» и потребовал от руководителя распоряжений о дальнейшей эксплуатации данного оборудования.
При этом проверяющий ссылался на п.21 Порядка продления срока безопасной эксплуатации техни­ческих устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 195. Решение о продлении эксплуатации техниче­ских устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимается руководителем эксплуатирующей организации.
Прошу разъяснить, должно ли решение о продлении эксплуатации оформляться приказом или рас­поряжением по предприятию или достаточно записи в паспорте о дальнейшей эксплуатации на основа­нии заключения экспертной организации?
Ответ: Способ оформления решения руководителя эксплуатирующей организации о продлении эксплуата­ции технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров действующим законодательством не урегулирован.

Вопрос: Просим разъяснить: 1. Возможна ли эксплуатация башенного крана КБ-405.1.А при ограничении грузоподъемности до 5 т (проектом производства работ ППРК предусмотрен максимальный подъем груза 3,8 т) без установки регистратора параметра его работы. Если это возможно, то кто имеет право на ограничение грузоподъемности или какой документ может содержать такое ограничение (приказ по организации, разрешение в паспорте крана органов надзора и т.д.)? 2. Местные территориальные органы Ростехнадзора по этому же башенному крану требуют до пуска его в работу сделать расчет по сейсмике, ссылаясь на п. 2.1.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00). Правильно ли это?
Ответ: 1. Грузоподъемный кран, изготовленный заводом-изготовителем, должен эксплуатироваться, в соответствии с занесенными в паспорт параметрами, весь нормативный срок службы. По истечении нормативного срока специализированной организацией проводится диагностическое обследование крана и определяется его срок дальнейшей эксплуатации с теми же параметрами или если при проведении диагностического обследования обнаруживаются существенные изменения в отдельных металлоконструкциях крана, то принимается решение выводить кран из эксплуатации или изменить его грузоподъемность. Окончательное решение принимается территориальным органом Ростехнадзора при рассмотрении и утверждении экспертного заключения. 2. В сейсмоопасных районах должны применяться грузоподъемные краны, выполненные в сейсмоопасном исполнении. Эти данные должны быть записаны в паспорте грузоподъемного крана, если этой записи нет, то кран не может эксплуатироваться в данном районе и применять его можно при условии, если будет сделан расчет на грузовую устойчивость в условиях сейсмоопасного района.

Вопрос: В ХХХ эксплуатируются мостовые краны с истекшим нормативным сроком службы. Регулярно они проходят экспертизу промышленной безопасности в соответствии с Методическими указаниями по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы (РД 10-112-96). Совместно с обследованием крана проводится комплексное обследование кранового пути в соответствии с РД 10-138-97. Необходимо ли проводить планово-высотную съемку крановых путей ежегодно, если они комплексно обследуются экспертной организацией в сроки, указанные в РД 10-349(138)-00?
Ответ: На мостовых кранах планово-высотная съемка крановых путей проводится раз в год, а комплексное обследование специализированной организацией, согласно РД 10-138-97 с Изменением N 1 (РД 10-349(138)-00), раз в три года.

2005 год

Вопрос: По нашему мнению, статьи 9.4.12 и 9.4.24 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) явно противоречат друг другу. Так, согласно статье 9.4.12 к работам по подвешиванию на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе. К этим рабочим должны предъявляться те же требования, что и к стропальщикам, а по статье 9.4.24 рабочие основных профессий (станочник, монтажник и т.п.) допускаются к управлению краном с пола или со стационарного пульта и зацепке груза на крюк такого крана после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном и строповке грузов в установленном владельцем крана порядке. Просим разъяснить, почему к более сложной и опасной работе, предусмотренной статьей 9.4.24, предъявляются низкие требования, тогда как к менее сложной и менее опасной (сравнительно) работе, предусмотренной статьей 9.4.12, - более высокие требования? Кроме того, не совсем ясно изложение статьи 9.4.24, в которой говорится после проведения инструктажа и проверки навыков управления кранами. Где и как эти работники, необученные и не допущенные к выполнению таких работ, могут вырабатывать навыки управления кранами? И по какой инструкции можно охватить людей, не прошедших обучение по конкретной профессии? Правомерен ли вообще такой подход к решению вопросов эксплуатации объектов повышенной опасности?

Ответ: Требования контролирующих органов к проведению работ, изложенных в статьях 9.4.12 и 9.4.24 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), необходимы и достаточны. В статье 9.4.12 для подвешиванияна крюк без предварительной обвязки (грузы, имеющие цапфы, петли, рымболты или захватывающие полуавтоматическими захватными устройствами) допускаются рабочие, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе (сокращение программы для обучения таких стропальщиков осуществляется в установленном в учебной организации порядке). При этом из программы следует исключить материал, касающийся вопросов теоретического и практического обучения по пакетированию и обвязке грузов для подъема их краном. В статье 9.4.24 краны, управляемые с пола или со стационарного пульта, регистрации в органах Ростехнадзора не подлежат и относятся к грузоподъемным машинам, менее опасным в эксплуатации, поэтому к их управлению и строповке груза могут допускаться рабочие после инструктажа и проверки навыков по строповке грузов.

Вопрос: 1. Проводится ли полное техническое освидетельствование мостового крана после капитального ремонта, если замена грузовой лебедки не проводилась? 2. Входит ли в объем обследования технического состояния крановых путей мостовых кранов планово-высотная съемка с применением геодезических приборов?
Ответ: 1. После капитального ремонта грузоподъемного крана проведение полного технического освидетельствования обязательно. 2. При обследовании технического состояния крановых путей мостовых кранов проведение планово-высотной съемки с применением геодезических приборов обязательно.

Вопрос: В ХХХ имеются в эксплуатации грузоподъемные краны, не соответствующие статьям 2.17.6 и 2.18.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00). Невозможность обеспечения требований обусловлена тем, что эти краны смонтированы в основном в зданиях старой постройки, а также другими конструктивными и технологическими причинами. Переделка несущих конструкций зданий или изменение размеров кранов невозможны. Ранее все эти краны были приняты и допущены к работе инспекцией Госгортехнадзора и имели постоянное разрешение на их дальнейшую работу. Для обеспечения безопасных условий работы разработаны и внесены в инструкции дополнительные мероприятия для лиц, обслуживающих эти краны. В связи с выходом новых правил и, следовательно, изменением статей эти краны должны быть перерегистрированы. Однако в перерегистрации кранов территориальный орган Ростехнадзора отказывает и своим письмом обязывает провести экспертизу, ссылаясь на Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528-03), хотя в нем не сказано, что краны, имеющие отступления от правил, должны подвергаться экспертизе. В Методических указаниях по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы (РД 10-112-96) об этом также ничего не сказано. Все эти краны выработали свой нормативный срок службы, они регулярно проходят экспертное обследование, а указанные отступления от правил не влияют на прочность их конструкций. Должно ли проводиться отдельно экспертное обследование грузоподъемных кранов, имеющих, как в нашем случае, отступления от статей 2.17.6 и 2.18.5 ПБ 10-382-00, или же это должно быть включено в объем работ, выполняемых при очередном диагностическом обследовании грузоподъемных кранов, выработавших нормативный срок службы?
Ответ: В соответствии со статьей 9.1.6 ПБ 10-382-00 краны подлежат перерегистрации в случаях: реконструкции, ремонта, составления на кран нового паспорта, передачи крана другому владельцу, перестановки крана мостового типа на другое место. А согласно статье 9.1.4 при регистрации крана, отработавшего нормативный срок службы, должно быть представлено заключение специализированной организации о возможности его дальнейшей эксплуатации. Разрешения на отступления от ранее действующих правил, утвержденных Госгортехнадзором России в 1992 г., в части установки мостовых кранов, выданные до введения в действие ПБ 10-382-00, действуют весь срок эксплуатации кранов при соблюдении условий выданных ранее разрешений.

Вопрос: Обязано ли предприятие проводить диагностирование металлоконструкций и паспортизацию подкрановых путей грузоподъемного оборудования, управляемого с пола, отработавшего нормативный срок службы, в специализированной организации, или же эту работу можно провести своими силами? На основании каких документов продлевается срок эксплуатации данного оборудования?
Ответ: Диагностирование металлоконструкций и паспортизация крановых путей грузоподъемного оборудования, управляемого пультом с пола и отработавшего нормативный срок службы, должны выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы промышленной безопасности с определением остаточного ресурса. Срок эксплуатации выработавшего ресурс грузоподъемного оборудования продлевается специализированной организацией на основании положительного заключения проведенного экспертного обследования, после его регистрации и утверждения в органах Ростехнадзора.

Вопрос: С какого момента начинается отсчет нормативного срока службы грузоподъемной машины: с года ввода в эксплуатацию или с даты выпуска крана заводом-изготовителем?
Ответ: Нормативный срок службы крана - календарная продолжительность от начала эксплуатации до выполнения нормативной наработки, соответствующей группе классификации по ИСО 4301-86 (часть 1, 2), приведенной в паспорте.

Вопрос: Кран отработал нормативный срок и был остановлен инспектором с наложением пломбы. С какого момента должен продлеваться срок службы крана: выпуска заводом, проведения обследования, получения разрешения на продление срока эксплуатации, получения разрешения на пуск в работу крана у инспектора?
Ответ: Срок службы крана, не отработавшего нормативный срок службы, исчисляется с момента изготовления заводом-изготовителем, а отработавшего - с даты получения разрешения на продление срока эксплуатации.

Вопрос: Правы ли экспертные организации, проводящие экспертные обследования грузоподъемных кранов мостового типа нашего предприятия, отработавших нормативный срок службы, когда при назначении или изменении температурного режима эксплуатации кранов, выпущенных до 1971 г., руководствуются в своих заключениях требованиями РД 24. 090. 52 -90?
Ответ: До 1971 г. существовал ГОСТ 380 -66 (стали малоуглеродистые), в котором были гарантированы механические свойства сталей для разной толщины (10, 16 и 25 мм). После редакции ГОСТ 380 в 1971 г. все диапазоны толщины сталей были объединены в один (до 25 мм) и даны наихудшие свойства самой большой толщины (25 мм). После этого Минчермет СССР не дал для тонкого проката гарантий по ударной вязкости при температуре - 40 °С. До 1971 г. в ГОСТе такие гарантии были. В связи с вышеизложенным действие РД 24. 090. 52 -90 распространяется только на краны, выпущенные после 1971 г.

Вопрос: Согласно ГОСТ 6619-75 «Крюки пластинчатые однорогие и двурогие» через 8 лет эксплуатации крюки должны списываться. На предприятии имеется мостовой кран грузоподъемностью 200 т с пластинчатым двурогим крюком, который имеет дефекты, не превышающие предельные нормы (приложение 14 ПБ 10-382-00 и приложение С5 РД 10-112-97), но эксплуатируется более 8 лет. Просим дать разъяснение о целесообразности замены таких крюков. Существует ли зависимость срока службы пластинчатых крюков от режима работы крана?
Ответ: Если условия работы крана характеризуются весьма ограниченной интенсивностью (режим А-4, А-3), то можно продлить срок службы пластинчатого двурогого крюка. При этом дополнительно следует проверить состояние заклепочных соединений крюка в соответствии с Инструкцией по оценке технического состояния болтовых и заклепочных соединений грузоподъемных кранов (РД 10-197-98), а также необходимо не реже чем через 200 смен работы крана осматривать крюк на наличие трещин, выбоин и других дефектов. Результаты осмотра следует регистрировать в журнале, который необходимо хранить с паспортом крана.

Вопрос: Разъясните порядок перевода кранов грузоподъемностью до 10 т и более в разряд нерегистрируемых.
Ответ: Мостовые краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, регистрации в органах Госгортехнадзора России не подлежат. Краны грузоподъемностью более 10 т, независимо от способа управления, подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора России. Перевод мостовых кранов с управления крановщиком из кабины на управление кнопочным аппаратом с пола (по существу - реконструкция) должен проводиться по проекту и техническим условиям, разработанным предприятиями-изготовителями или специализированными организациями.

Вопрос: В объединении ХХХ эксплуатируются мостовые электрические краны грузоподъемностью свыше 10 т, имеющие, согласно паспортам, тяжелый режим работы, но с момента их установки они работали в среднем режиме, а в некоторых случаях - в легком. Каким образом можно изменить группу классификации (режима) в паспортах кранов (в РД 10-112-5-97, п. 3.1.3, заложено указание на возможность такого действия)?
Ответ: Изменить группу классификации (режима) в паспорте крана может разработчик проекта на данный тип крана, в отсутствие такового данные изменения допускается проводить заводу-изготовителю или одной из специализированных экспертных организаций.

Вопрос: Существует ли предельный срок службы оборудования (краны, сосуды, работающие под давлением) или этот срок назначается организацией, проводящей обследование? Обязана ли организация, проводившая обследование оборудования, делать соответствующую запись в паспорте крана или сосуда?
Ответ: Краны и сосуды, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностике), включая полное техническое освидетельствование, проводимое специализированными организациями в соответствии с нормативными документами. Срок дальнейшей эксплуатации кранов и сосудов назначается специализированной организацией по результатам их диагностики и заносится в паспорт крана или сосуда.